осознанной коэволюции социумов
и экосистем и переориентацию с преимущественно адаптирующего развития на преимущественно
адаптационное.
Адаптивные механизмы самонастройки
любой системы в соответствии с изменившимися внешними и внутренними условиями,
по мнению Моисеева Н.Н. (1990), "обладают тем замечательным свойством, что ни
внешние возмущения, ни внутренние пертурбации с помощью этих механизмов не способны
вывести систему за пределы того "обозримого канала эволюции", того коридора,
который заготовила природа для развития этой системы" Чем лучше налажены механизмы
адаптации, тем меньше вероятности, что система выйдет за пределы своего существования,
перестанет быть самой собой.
Однозначно к адаптивному механизму,
осуществляющему непосредственную регулирующую связь социума и экосистемы в рамках
социоэкосистемы можно отнести природопользование во всех его формах - от добычи
ресурсов в промышленных масштабах до удовлетворения индивидуальной потребности
в красивом пейзаже и в сильных ощущениях преодоления стихии.
Кроме того, природопользование
является также индикатором, позволяющим судить о состоянии социума и прогнозировать
его развитие и соразвитие двух систем - социума и экосистемы. Все остальные
сферы жизни социума в данном рассмотрении вторичны, что не мешает им определять
характер природопользования, реагируя на изменившуюся ситуацию.
Природопользование, включенное
в оборот в социуме, приобретает качественно иное состояние и становится экономикой,
которая представляет собой закономерный процесс переноса изъятых из экосистем
веществ и энергии. Он завершается выносом в экосистемы отходов, качественными
и количественными изменениями в потребностях социума и ею индивидуумов. Новые
потребности формируют новый качественный и количественный уровень природопользования.
В этом последнем звене заключена адаптивная функция социума, но механизмы ее
регуляции могут работать на любом участке цепочки.
Внутренние адаптивные механизмы
социума можно разделить на три крупных взаимозависимых блока. Первый - этика.
Этот социально-психологический механизм регуляции всех уровней жизни вида, и
прежде всего социума, вмещает в себя все противоречия этого вида, являющегося
одновременно 41еноменальным и обычным (Назаретян А.П., 1992; Сухомлинова В.
В.,1994) По этой причине этика как адаптивный механизм социума делится на две
части: формальную и неформальную Неформальная этика - явление в основном биологическое,
основанное на этолого-эволюционном наследстве человека. которая формируется
главным образом стихийно и напрямую зависит от формы природопользования, от
состояния средовых систем и самого социума. В силу многофакторности, и особенно
в условиях ускорени