МЕХАНИЗМЫ САМОСОХРАНЕНИЯ СИСТЕМЫ
В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ
Сухомлинова В.В.
Институт комплексного анализа региональных проблем ( г. Биробиджан)
Основной
закон существования систем - стремление к самосохранению (Мехонцева Д.М , 1991).
Без соблюдения этого закона существование систем немыслимо. А поскольку системы
- это форма самоорганизации материи, следовательно, основной закон их существования
и есть способ перехода от хаоса к порядку.
Реализация этого способа у каждой
системы или группы систем имеет свои механизмы. Таким образом, выявление механизмов,
с помощью которых каждая система обеспечивает свое сохранение, является не чем
иным, как получением информации к управлению системой. что является одной из
актуальнейших проблем человечества, занятого сейчас решением задачи сохранения
порядка в своей системе.
Следовательно, для того, чтобы
человечеству как системе решить проблему своего самосохранения, ему необходимо
выявить основные механизмы, способствующие поддержанию порядка, то есть низкоэнтропийного
состояния, в системе социум. Это не означает решения проблемы, но это означает
возможность увеличения эффективности борьбы с хаосом.
Социумы автор рассматривает
как форму существования человека как вида, его межвидового взаимодействия и
системной организации. Как и все открытые системы, они уменьшают свою энтропию
за счет средовых для них систем, роль которых в данном случае играют экосистемы.
Это обусловливает прямую взаимозависимость экосистем и социумов (Одум Ю , 1975;
Саати Т., Керне К., 1991).
"Воспроизводство и развитие
любой новой системы начинается с программирования. В период зарождения и становления
родительская система снабжает дочернюю максимумом средств самоуправления и управления
в виде стандартных наследственных перспектив и текущих программ" Из этих слов
Мехонцевой Д.М. следует вывод о том, что выявление материнской системы является
обязательным условием начала поиска механизмов самоуправления.
Материнской системой для человека
как вида являются все предшествующие биологические виды, эволюционное развитие
которых явилось информационной базой создания человека. Материнской системой
для социума как формы существования человека является все та же информационная
база, но решающую роль здесь играет наследственная информация о поведенческих
механизмах формирования и функционирования стаи. В человеческом обществе больше
всего, конечно, проявляется информация ближайших предков - стаи гоминид. Кроме
того, материнской системой социума можно считать вмещающие его экосистемы, поскольку
социум можно рассматривать как экосистему, сильно видоизмененную доминирующим
видом в интересах этого вида.
Все живые системы, и социумы
в том числе, являются адаптивными системами, для которых характерны "изменения
в текущем состоянии или переход к другому состоянию посредством обратной связи
и ин4юрмации" (Саати Т., Керне К., 1991). Реализуется адаптивное поведение социумов
главным образом в двух направлениях: адаптирующем (приспособление экосистем
к своим потребностям) и адаптационном (самоприспособление социумов к экосистемам).
Между этими крайностями существует множество промежуточных форм, однако именно
эти крайности являются точками отсчета в развитии социумов. Начав свою историю
с преимущественно адаптационного направления, человек в конечном итоге перешел
к преимущественно адаптирующему. Последнее и приводило всегда социумы и этносы
к локальным и в конечном итоге к глобальному экологическому кризису. Тесная
взаимозависимость экосистем и социумов способствовала тому, что в результате
адаптирующего развития в экосистемах начинались быстротекущие сукцессионные
процессы, которые влекли за собой изменения в социумах. Частые сукцессии создавали
вокруг социумов обстановку нестабильности, что приводило к нестабильности самих
социумов. Не случайно общество и наука пришли к пониманию необходимости устойчивого
развития, что в конечном итоге означает выбор осознанной коэволюции социумов
и экосистем и переориентацию с преимущественно адаптирующего развития на преимущественно
адаптационное.
Адаптивные механизмы самонастройки
любой системы в соответствии с изменившимися внешними и внутренними условиями,
по мнению Моисеева Н.Н. (1990), "обладают тем замечательным свойством, что ни
внешние возмущения, ни внутренние пертурбации с помощью этих механизмов не способны
вывести систему за пределы того "обозримого канала эволюции", того коридора,
который заготовила природа для развития этой системы" Чем лучше налажены механизмы
адаптации, тем меньше вероятности, что система выйдет за пределы своего существования,
перестанет быть самой собой.
Однозначно к адаптивному механизму,
осуществляющему непосредственную регулирующую связь социума и экосистемы в рамках
социоэкосистемы можно отнести природопользование во всех его формах - от добычи
ресурсов в промышленных масштабах до удовлетворения индивидуальной потребности
в красивом пейзаже и в сильных ощущениях преодоления стихии.
Кроме того, природопользование
является также индикатором, позволяющим судить о состоянии социума и прогнозировать
его развитие и соразвитие двух систем - социума и экосистемы. Все остальные
сферы жизни социума в данном рассмотрении вторичны, что не мешает им определять
характер природопользования, реагируя на изменившуюся ситуацию.
Природопользование, включенное
в оборот в социуме, приобретает качественно иное состояние и становится экономикой,
которая представляет собой закономерный процесс переноса изъятых из экосистем
веществ и энергии. Он завершается выносом в экосистемы отходов, качественными
и количественными изменениями в потребностях социума и ею индивидуумов. Новые
потребности формируют новый качественный и количественный уровень природопользования.
В этом последнем звене заключена адаптивная функция социума, но механизмы ее
регуляции могут работать на любом участке цепочки.
Внутренние адаптивные механизмы
социума можно разделить на три крупных взаимозависимых блока. Первый - этика.
Этот социально-психологический механизм регуляции всех уровней жизни вида, и
прежде всего социума, вмещает в себя все противоречия этого вида, являющегося
одновременно 41еноменальным и обычным (Назаретян А.П., 1992; Сухомлинова В.
В.,1994) По этой причине этика как адаптивный механизм социума делится на две
части: формальную и неформальную Неформальная этика - явление в основном биологическое,
основанное на этолого-эволюционном наследстве человека. которая формируется
главным образом стихийно и напрямую зависит от формы природопользования, от
состояния средовых систем и самого социума. В силу многофакторности, и особенно
в условиях ускорения изменении в социумах и социоэкосистемах, формирование адекватной
неформальной этики всегда запаздывает, что ведет к запаздыванию адаптивной реакции
социума через этот механизм.
Компенсировать недостатки неформальной
этики призваны другие механизмы В качестве реализации феноменального свойства
человека появилась этика формальная, существующая в виде различных нормативных
актов, обязательных к исполнению в данной системе. Формальная и неформальная
этики четко детерминированы, по. в отличие от второй. первая является осознанным
механизмом саморегуляции социума, который усиливает и направляет действие второй.
В жизни любого вида, а пластичного
в особенности, существенную роль играет наследственность, трактуемая как универсальное
влияние прошлого на настоящее (Моисеев Н.Н, 1990). Причем, адаптивное поведение
особи основывается как на первичной наследственно обусловленной инстинктивно-рефлекторной
приспособленности, так и па вторичной, ситуативной, которая заключается в научении.
В немалой степени это относится и к социумам. В социуме, кроме неформальной
этики, функции наследственности и в некоторой степени изменчивости взяло на
себя образование, которое также делится на формальное и неформальное. В данном
контексте термин наследственность часто заменяется на преемственность, чем подчеркивается
иной, не генетический способ хранения и передачи наследственной информации.
Неформальное образование, в
свою очередь, делится на стихийное и направленное. Стихийное образование - познание
на личностном или коллективном опыте и выработка ценностных ориентиров, которые
становятся элементом этики и в качестве поведенческих установок реализуются
в адаптивном поведении. Направленное образование - ответная реакция социума,
собственно адаптационный механизм в чистом виде, когда группа индивидов предпринимает
осознанные действия, направленные на изменение существующих этических норм,
стереотипов природопользования, уровня грамотности и т.п. Сюда относятся частные
инициативы, акции общественных организаций, негосударственные образовательные
структуры, занимающиеся образованием в обычном понимании этого явления, но помимо
официальных программ. Уровень, размах и содержание направленного неформального
образования - индикаторные показатели направленности адаптивного поведения социума
Неформальное образование в большей степени, чем формальное, ориентировано на
локальные социоэкосистемы.
Формальное образование - механизм,
работающий на уровне макросоциумов, который поддерживает наследственность в
масштабах социосферы. В силу этого формальное образование объединяет локальные
социумы в единую систему и способствует стиранию между ними различий, обусловленных
особенностями вмещающих экосистем. Противостоит процессу делокализации социумов
неформальное, главным образом стихийное, образование Формальное образование
- это жесткая система, которая производит стандартизацию индивидов в интересах
макросоциума. Это усиливает ориентацию формального образования на макроуровень
и снижает разнообразие психотипов в социуме, что способствует сужению диапазона
реакций социума на изменившиеся условия среды, то есть в конечном итоге снижает
его адаптивные способности. Однако именно формальное образование вместе с неформальным
направленным является основным адаптивным механизмом, формирующим видовое самоосознание
(мировоззренческое свойство индивидуума или социума, характеризующее его как
субъект эволюции), что способствует изменению направления в развитии социума
с преимущественно адаптирующего на преимущественно адаптационное.
Следующий механизм адаптивного
поведения социума - наука. Она выполняет в социуме функции научения и изменчивости,
осуществляя прогноз, то есть перспективное самоосознание социума на основе нового
и ретроспективного объективизированного знания. Кроме нее, из перечисленных
выше механизмов такую функцию выполняет только неформальное стихийное образование,
которое в этом случае ориентируется на локальные социумы. Отличительной же особенностью
науки является формирование видового самоосознания, которое, кроме того, реализуется
через формальное и неформальное направленное образование.
Наконец, еще одна сфера жизни
социума, являющаяся адаптивным его регулятором, -это политика. В данном рассмотрении
ее можно трактовать как способ формирования кибернетического центра, собирающего
информацию и отдающего команды к действию. В связи с этим политика - это еще
и способ концентрации адаптивных механизмов, что подразумевает их усиление.
Автор не претендует на полноту
обзора механизмов адаптивной саморегуляции социума, считая, однако, своей целью
показать основные механизмы и их отличительные признаки. Резюмируя, их можно
разделить на две части: механизмы, осуществляющие преимущественно функции наследственности
(осуществление развития на базе механизмов предшествующих состояний системы,
в том числе системы родительской) и изменчивости (изменение программ функционирования
- как наследственных, гак и не передаваемых по наследству). К первым относятся
преимущественно неформальная этика и формальное образование, ко вторым - наука
и неформальное направленное образование.