СТАНОВЛЕНИЕ МОДЫ КАК ПРОЦЕСС
ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ПОРЯДКА В СООБЩЕСТВЕ
Пойзнер Б.Н., Шульга Д.А., Шулепов М.А.
Томский государственный университет
Самая большая беда
для науки - превратиться в моду
Стефан Цвейг
Авторы
доклада исходят из тезиса о том, что динамика развития социально-экономических
систем в ряде случаев зависит от характера процесса становления моды в сообществе
потребителей.
Мода (от лат. modus
- мера, правило, образ) есть одна из форм, один из механизмов социальной регуляции
и саморегуляции человеческого поведения. Мода - явление целостное. универсальное,
имеющее место в различных областях жизнедеятельности человека. Она проявляется
в экономическом поведении индивида, в его эстетических предпочтениях, в коллективных
психических процессах. Мода требует междисциплинарного подхода, и ее изучают:
теория культуры, социология, эстетика, этнография, семиотика, социопсихология
и др. (А.Б. Гофман, 1994).
В свете вышесказанного представляет
интерес интерпретировать моду в терминах теории самоорганизации, рассматривая
становление очередной моды как формирование нового порядка в некотором сообществе,
т. е. как рост числа сторонников (носителей) появившейся моды.
Как известно, в динамической
системе возможен процесс самоорганизации, если система удовлетворяет следующим
условиям:
I. Открытость: наличие
потока ресурсов через систему (материальных, энергетических, информационных
etc.) и отделяющей границы, препятствующей установлению равновесия со средой.
II. Нелинейность:
влияние процессов в системе на её свойства, учитываемое нелинейными дифференциальными
уравнениями.
III. Неустойчивость
(при некотором наборе параметров системы) относительно слабых воздействий.
IV. Стохастичность:
наличие в системе случайных флуктуаций. Зарождение и становление моды возможно
в социокультурной системе, характеризующейся следующими свойствами:
Для
описания становления моды удобны следующие понятия.
Репликатор - самовоспроизводящаяся
единица информации, способная создавать свои более или менее точные копии, конкурируя
с другими репликаторами. В биологии репликаторами служат гены, в социуме - мемы
(Р. Докинз, 1993: С.М. Розов. 1996). Мем (от англ. memory -память)
- "квант" (единица) социокультурной информации, или культурный образец (pattern,
H.C. Розов, 1992). Субъектом, инициатором самоорганизации служит репликатор
(Б.Н. Пойзнер, 1996). Каковы же их функции в процессе распространения моды?
Обратимся к диаграмме.
В социуме распространение моды
является результатом как планомерной, организованной деятельности, так и спонтанного
процесса - самоорганизации. Планомерную деятельность начинает творец - автор
нового культурного образца (иногда сознательно ориентирующийся на запросы референтной
группы). Его идею в виде законченного продукта воплощает изготовитель.
А возможность включения нового мема в жизнь общества обеспечивает "размножитель".
тиражирующий этот продукт. Планомерную деятельность продолжают "распространители',
рекламируя мем, организуя систему сбыта, проката и др.
Стихийное становление моды,
непосредственно не зависящее от усилий авторов и "распространителей", определяется
типом социальной среды, в которой распространяется новый культурный образец.
Следуя А.Б. Гофману, выделим три возможных типа социальной среды: "толпа", "публика'',
"конгломерат".
"Толпа" характеризуется сильной
(хотя и кратковременной) связанностью людей. практически полным отсутствием
личных мотивов, не подчиняющихся общему настроению. Распространение мема в "толпе"
происходит быстро из-за высокой плотности количества людей и из-за того, что
взвешенное решение по тому или иному вопросу необходимо принимать сразу. А это
человек не всегда успевает сделать, поэтому ему приходится в большей мере полагаться
на собственную интуицию. Набор мемов. воспринимающийся "толпой", весьма неоднороден
по содержанию, слабо систематизирован. В ходе межличностной трансляции мемов
они искажаются, расщепляются и пр. Поэтому в восприятии и в сознании отдельного
человека эти модифицированные мемы смешивается и образует семантический кентавр
- изменчивую смысловую структуру, не сводимую к простой сумме исходных мемов.
"Публика" - сообщество менее
экспрессивное, менее подверженное действию случайности. Люди в большей мере
дистанцированы друг от друга, имеют больше возможностей дозировать поток воспринимаемых
мемов. а, следовательно, критически их оценивать. В "публике" процесс распространения
культурных образцов не столь быстр, как в "толпе", и сопровождается менее значительными
их видоизменениями.
Члены "конгломерата" воспринимают
и транслируют культурные образцы с минимальными искажениями. Акт восприятия
и передачи мема в "конгломерате" совершается медленнее, чем в "публике", и главным
образом сознательно (в противоположность инстинктивному характеру процессов
в "толпе").
Самоорганизованное, стихийное
распространение имеет место, если выполняются условия I-IV. Пока социокультурная
система устойчива, в ней господствует мода. порождённая некогда в прошлом "старым"
мемом. Поэтому данный мем из числа новых принципиально не способен переключить
систему "на себя" и составляет всего лишь ресурс избыточности. Когда же социокультурная
система делается неустойчивой, данный мем получает шанс переключить систему
"на себя", став объектом предпочтения "инноваторов-пионеров" моды на этот мем.
Механизм выбора данного культурного образца, повидимому, таков.
На первом этапе ими оценивается
начальная информация о культурном образце. На втором этапе, если "пионеры" заинтересовались
(а заинтересоваться они могли только в том случае, если свойства нового культурного
образца нашли отклик в душе "пионеров", вошли в резонанс с их запросами или
ожиданиями), происходит поиск более полной информации об этом меме. Далее совершается
оценка возможности реализации поведения, соответствующего этому мему. Причем
она делается умозрительно, т. с. потенциальный носитель оценивает возможные
последствия принятия нового культурного образца. Затем следует "испытательный"
этап, на котором человек адаптирует данный культурный образец к нормам своей
социальной среды, одновременно корректируя собственное поведение с учетом специфики
мема. И на этапе принятия, человек становится носителем, адептом этого мема.
Необходимо заметить, что на любом из этапов потенциальный носитель нового культурного
образца может "бросить всё", вернуться к "старому" мему или предпочесть другой
из ресурса избыточных новых.
Такой механизм выбора справедлив
и для других членов сообщества. В силу социального подражания (особенно - представителям
референтной группы) существует возможность достаточно быстрого, крутого роста
числа адептов. Темп этого процесса, т.е. самоорганизованное распространение,
в первом приближении пропорционален квадрату числа сторонников новой моды, в
чем проявляется нелинейность процесса. Тем самым в социокультурной системе из
первоначально беспорядочного множества потенциальных адептов новой моды формируется
порядок: совокупность носителей данного мема.
Из-за ограниченности количества
членов сообщества рост числа адептов нового мема уменьшает долю носителей других
аналогичных культурных образцов. Подобная конкуренция мемов может со временем
привести к доминированию данного мема в сообществе. Долговечность моды зависит
от момента наступления очередного состояния неустойчивости системы. Одним из
факторов устойчивости состояния системы, где господствует данный мем, является
актуальность, востребованность этого культурного образца, его способность останавливать
на себе выбор потенциальных носителей моды (чему помогает, естественно, эффективная
организация распространения мема)
Когда лимит этих качеств исчерпывается,
устойчивость утрачивается и повышается вероятность того, что на возникшей развилке
траектории движения социокультурной системы данный мем не выдержит конкуренции
с новейшим культурным образцом.
Предложенное описание механизма
становления моды средствами теории самоорганизации может быть использовано при
построении моделей процесса хаос-порядок в социально-экономических системах.