НЕРАВНОВЕСНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОТКРЫТОМ
ОБЩЕСТВЕ: ПРОБЛЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Кучин И.А.
Физико-технический институт МН-АН Р К ( г.Алматы)
Общий структурный кризис, поразивший
бывшие республики Советского Союза в связи с начавшимися глубокими социально-экономическими
преобразованиями в стране, привлек внимание ученых к неравновесному характеру
социальных процессов, к проблемам перехода хаоса в порядок и к самоорганизации
новых целостных систем в природе и обществе.
Однако неравновесные процессы
и явления самоорганизации существовали в обществе изначально. Проблема борьбы
с социальным хаосом и разрухой возникает всякий раз, когда властно-административные
методы управления страной из одного Центра оказываются неадекватными и неэффективными
в условиях общей ломки сложившихся экономических связей или социальных структур.
А именно это произошло в нашем обществе при его переходе от закрытого состояния
к открытому, от плановой экономики к рыночной.
Цель данного сообщения -
показать, что уровень понимания динамики социальных процессов и состояние
динамической теории управления сегодня таковы, что позволяют уверенно управлять
ходом неравновесных процессов в обществе (даже с учетом их самоорганизации)
и обеспечить непрерывное, устойчивое развитие нации.
В самом деле, по характерным
временам и масштабам явлений, по их фактическому содержанию, действующим
силам, управляющим факторам, по степени осознанности, по характеру динамических
режимов самоорганизации и т.д. - все происходящие в социуме изменения можно,
грубо говоря, разделить на три большие класса: макро-, мезо- и микропроцсссов.
К макропроцессам следует отнести формирование этносов и государственности,
расселение населения и общее структурирование социально-экономического пространства-
рост и упадок городов, перемещение центров культуры и т.д. Они разворачиваются
на огромных площадях и охватывают периоды в сотни и тысячи лет. О сознательной
организации таких процессов не может быть и речи, здесь царит самоорганизация
социума. Главными действующими силами выступают народные массы, управляющими
факторами - геофизические, геоклиматические и другие медленно меняющиеся условия
жизни людей, особенности господствующей культуры и религии. Содержание и сам
ход этих процессов долгое время не осознается обществом, хотя ход их. благодаря
сравнительно регулярному характеру и "замедленному" темпу, вполне предсказуем
(по крайней мере, на ближайшее будущее).
К мезопроцессам можно отнести
осуществление разного рода крупных социальных акций (проектов) - проведение
реформ, революций, захват новых территорий, перемена идеологий, религий,
базовых технологий и т.п. Такие процессы занимают сравнительно небольшой
отрезок времени (в несколько поколений или десятилетий) и разворачиваются,
как правило, в ограниченном пространстве. Их движущей силой являются интересы
всего общества, осознанные с позиции определенной, наиболее заинтересованной
или активной его части. Управляющими факторами служат господствующие в обществе
социальные, культурные, технические, религиозные и т.д. ценности и идеи. Реализация
"проекта" начинается вполне осознанно и направлена на достижение крупной,
социально значимой цели. Однако в ходе осуществления преобразований вскрываются
новые обстоятельства, не учтенные факторы, происходит "переоценка ценностей",
частичное или полное разрушение инфраструктуры общества и деформация сознания
населения. Вследствие чего движение в первоначальном направлении для новых
поколений утрачивает привлекательность и смысл, а потому "реформирование"
заканчивается подчас незапланированными и скромными результатами. Чтобы через
некоторое время возникнуть вновь, в другой форме и в новых условиях. Самоорганизующийся
характер этого типа процессов вполне виден на их заключительном этапе, когда
исход реформ определится объективным состоянием и возможностями данного социума
на старте преобразований/случайный" порядок следования, подчас разнонаправленных,
реформ приводит к тому, что на больших отрезках времени начинают проступать
метазакономерности, определяемые глобальными природными факторами.
Микропроцессы - это наша
индивидуальная, вполне осознанная в каждый момент времени. повседневная профессиональная
и непрофессиональная деятельность, направленная на поддержание существования
человека, и движимая его личными интересами. Для микропроцессов характерна
ничем не коррелированная борьба индивидуальных воль, амбиций и интересов.
Способность людей делать выводы в свою пользу из поступающей информации и,
соответственно. непредвиденным образом менять свое поведение, делает последнее
практически непредсказуемым на отрезке времени порядка года или месяца и неинтересным
с точки зрения науки -осуществление объективного анализа и прогноза общей
тенденции на этом уровне не представляется возможным. (Дж. Сорос).
Характерные времена (Т, t
и т) и масштабы (L, 1 и л), соответственно для макро- мезо- и микропроцессов
удовлетворяют условиям "вложения" систем Т" t " т и L " 1 " л, т.е. определенной
соподчиненности динамик указанных процессов и их саморегуляцин. Микропроцессы
можно идентифицировать как быструю моду в социодинамике (по ГХакену). макро
- как медленную моду, следующую за меняющимися природными условиями, а мезопроцессы
разного рода - как своего рода фазовые переходы. Практическими действиями
человек одновременно участвует в процессах на всех трех уровнях, но лишь в
малой степени осознает в них свою роль.
Общество в состоянии финансировать
собственную перестройку, если только она осуществляется не сразу и не повсеместно,
а постепенно и поэтапно. Причем на каждом этапе реформы должны затрагивать
лишь меньшую часть страны. Таким образом, реформирование растягивается на
многие годы, становится перманентным. Как управлять обществом в таком неравновесном
состоянии, не "сваливаясь" в хаос? Ответ дает динамическая теория управления
(Л Понтрягин, Ю.Неймарк и др.) и он гласит, что управление самоорганизующимися
системами и уже организованными человеком, функционирующими объектами осуществляется
принципиально разными методами.
Инициирование самоорганизации
интересующей нас системы обеспечивается созданием благоприятной для нес среды,
формированием соответствующих подструктур (жесткой, мягкой и тонкой), разрушение
- разрушением соответствующей среды. Бессистемное применение административно-командных
и т.п. методов к большим системам, способным к саморегуляции и самоорганизации,
противопоказано Возможно каналирование общего хода процессов в нужном направлении.
Оно достигается путем организации нужной последовательности "сред" и "ворот".
созданием определенных усилений (или ограничений) на пути развития процесса
в том или ином направлении. Вплоть до формирования локальных открытых (или
закрытых) подсистем с соответствующими отталкивающими (притягивающими) режимами.
Эти объекты строятся в порядке реализации социальных проектов на базе исправно
функционирующих и вполне управляемых структур.
Эффективное управление последними
достигается благодаря широкому выбору управленческих структур и методов управления,
адекватно отражающих как состояние объекта управления, его возможную пространственную
неоднородность, так и скорость, с которой происходят изменения в окружающей
среде.
Прогнозирование ситуации и управление объективно развивающимися процессами подразумевает осмысление сути происходящего, А оно достигается лишь в соответствующей системе маломерных динамических моделей, отвечающей общей концепции преобразований. Детальное фактологическое описание реальности (например- с помощью временных рядов или фрактальной техники) отвечает целям непрерывного мониторинга и выяснения трендов. природу и смысл которых еще предстоит устанавливать.
Оперативное управление вновь создаваемыми, самоорганизующимися объектами (проектами) и их эффективное сочетание с действующими структура ми в масштабе страны достигается на базе так наз. матричной структуры управления с двумя координирующими (командными) центрами. Один - возглавляет "жесткую" систему управления по вертикалям. Он обеспечивает полноценное функционирование старых структур общества и постепенное их преобразование, создает условия реализации проектов по формированию принципиально новых структур социума. Тогда как второй - обеспечивает гибкую систему управления по горизонталям и отвечает за целостное (гармоничное) развитие новых структур в системе старых. При такой системе управления не происходит обвального разрушения социальных и экономических структур и экономических в ходе реформ. Консервирующие и преобразующие функции управления разнесены по разным, соответствующим образом устроенным, органам управления. Благодаря этому достигается адекватное и самосогласованное управление разнорежимными процессами и социуме, создаются все условия для успешной реализации социальных проектов. Вплоть до решения проблемы инвестиций.
Итак, в стране, занимающейся
реальными преобразованиями, с точки зрения динамической теории управления
должны функционировать одновременно три разнородные структуры управления,
выполняющие различные специфические функции: Центральная государственная
(политическая) власть, выполняющая консервативные функции - обеспечение безопасности
и целостности страны, создание условий для проведения реформ, обеспечение
стабильности экономики. Общегосударственный орган (Верховный Совет), осуществляющий регуляционный
контроль за ходом реформ, которые имеют форму научно обоснованных проектов
и носят преимущественно частный (региональный, отраслевой) характер. Этот
орган состоит из экспертов, представителей центральной власти, деловых
кругов и общественности.
Общегосударственный орган (Ассамблея, Конгресс) представителей органов
местного самоуправления народа, который является демократическим противовесом
двум вышеуказанным структурам и дает обобщенную информацию о положении
дел на местах, т.е. выполняет функцию обратной связи с народом в общей
системе государственной власти.