Доклад, представленный на XII Международный симпозиум “Перестройка естествознания в третьем тысячелетии” (проходил в Российском Политехническом Музее в Москве 20–22 апреля 2001 года)
("физики наоборот")
Идея создания "неправильной" физики появилась в связи с тем, что современная физическая наука переживает кризис. В основе идеи лежит диалектический закон отрицания отрицания: сначала есть тезис (классическая физика, физика Ньютона), затем ему на смену приходит антитезис, отрицание тезиса (физика Эйнштейна), следовательно, на каком-то этапе должен возникнуть синтез, или отрицание отрицания. Отсюда: новая физика должна в равной степени отрицать и физику Ньютона и физику Эйнштейна и, с другой стороны, объединять их в себя как частный случай.
Автор придерживается уровневой цепочки: абсолютное (раннее, неразвитое) -> относительное -> абсолютное-штрих (абсолютное нового уровня). Т.е. абсолютное-штрих внешне может напоминать прежнее абсолютное, но лишь внешне; в действительности оно будет наполнено иным содержанием.
Как костяк новой физики - назовем ее физикой абсолюта, имея в виду не ньютоновский (исходный) абсолют, - автор рассматривает учение бишкекского физика-теоретика Самата Кадырова. Это синтетическое учение также называется Всеобщей физической теорией единого поля; оно включает в себя общую и квантовую теорию гравитации [1, 2]. Вместе с тем, новая физика абсолюта, базирующаяся на идеях Кадырова, видимо, может быть шире, и кадыровский подход нужно воспринимать лишь как возможную составляющую.
Какова исходная посылка? В работе [3] А.Шляпников приводит пример эксперимента, который доказывает: "Постулат Эйнштейна о постоянстве скорости света вытекает из свойств принятой им системы координат. Установка масштабов и часов в ней определяются ходом электромагнитных волн. Длина этого "резинового метра" меняется пропорционально скорости электромагнитных полей и длительности процессов, измеряющих время, а разность хода часов зависит от хода полей. Эти "резиновые" свойства меры теория приписывает измеряемому объекту – пространству-времени, постулируя постоянство этой меры". Отсюда Шляпников делает вывод: если исходить из идеи множества ИСО и относительности всех систем координат, то мы автоматически вынуждены принять постулат о постоянстве скорости света в вакууме; но если мы по каким-либо причинам выбираем для себя одну-единственную ИСО (абсолютную систему отсчета), то волей-неволей должны придти к заключению о непостоянстве скорости света. Всё зависит от нашего взгляда, от трактовки тех идей Эйнштейна, которые в дальнейшем получили косвенное экспериментальное подтверждение.
Внимание: нужно понимать разницу между прямым и косвенным экспериментальным подтверждением!
Кадыров в своих теориях пошел против течения. Он исходит из обратного: из абсолютности всех систем координат и относительности скорости света в вакууме. Согласно привычной физике, он пытается доказать недоказуемое; но так же верно и то, что существует принцип дополнительности Н.Бора, согласно которому обе точки зрения, несовместимые и даже, на первый взгляд, противоречащие друг другу в равной степени необходимы для понимания картины мира.
Абсолютность [универсальной] системы координат вытекает из предположения, что вселенная вращается – естественно, вокруг центра масс. Но, с учетом прецессионных и нутационных явлений, сам центр масс может и не быть неподвижной точкой; здесь появляется нечто новое: якобы абсолютная точка отсчета все же немножко является относительной. Итак, относительность абсолюта.
(Теория вращающейся вселенной в общих чертах изложена нами в отдельном докладе).
Что касается относительности скорости света, то, по мнению ряда исследователей, например Асанбаевой [2], Майкельсон фактически получил среднее значение скорости света с востока на запад и с запада на восток. Существует также мнение о несовершенстве самого процесса измерения, с организационной и технической стороны – оно рассматривалось участниками настоящего симпозиума. После торжества теории относительности в научном мире сформировалась определенная парадигма взглядов, согласно которой результат опытов Майкельсона нужно было понимать лишь в одном возможном ключе, и прочие точки зрения по существу не брались во внимание. Это говорит об определенном уровне мотиваций ученых, во всяком случае, идеологов от науки и руководителей основных научных проектов.
Автор придерживается взглядов, что сама философия человечества на определенном этапе развития нуждалась в идеализации парадигмы относительности, т.к. последняя предполагала множественность подходов, школ, объектов изучения и т.п., что было для человека крайне важно. Человек учился терпимости, и теорию относительности он воспринимал как своего рода французскую революцию в физике с ее лозунгом: "Свобода, равенство, братство" – имеется в виду всех систем отсчета, всех систем координат. Т.е. ОТО и СТО были нужны философам, ученым, общественным деятелям.
Сегодня необходимость в этом отпала, поскольку человечество вырастает и идет вперед. За первичным абсолютом следует относительное, а потом – развитый, продвинутый абсолют (общекомандная, единая человеческая точка зрения).
Кадыров сделал очень просто: он посчитал одновременно скорость света относительной (она зависит от направления распространения света во вращающейся вселенной – по ходу вращения или против) и, вместе с тем, оставил с константой, т.е. сохранил ее абсолютность. Как это можно? Мы разделяем с на CA(индекс А означает абсолютное: предельную скорость распространения силового поля) и на CR (индекс R – relative – означает относительность скорости света в зависимости от направления распространения). Т.о., с является одновременно и абсолютной, и относительной – и мы вновь имеем относительный абсолют.
CA является физической константой. В отличие от CR, она принципиально недостижима, подобно абсолютному нулю. Мало того, она зависит от абсолютного нуля: как температура космоса не может достичь абсолютного нуля, так и скорость вращения вселенной не может на практике достичь CA – может лишь стремиться к ней.
В докладе о вращающейся вселенной нами показана метаморфоза представлений о физических категориях: если в физике относительности (традиционной) скорость света, температура, перемещение в пространстве носят абсолютный характер, то в новой физике абсолюта, они, наоборот, приобретают характер относительный.
Буквально всё, что рассматривается современной физикой в определенном ключе, в новой физике – "физике наоборот" – получает как бы "неправильное", перевернутое отображение. Движение в этой физике абсолютно, оно рассматривается как внутренний акт (последовательное изменение состояний тела), а не как внешний акт (видимое перемещение тела в пространстве). Время и пространство – абсолютны, хотя и несколько по-иному, не так, как у Ньютона. Скажем, во вращающейся замкнутой вселенной принципиально не может существовать прямолинейное равномерное движение – любая прямая, если она бесконечна