Главная страница |
Эта статья сформировалась под непосредственным влиянием философских идей доктора философских наук, заведующего сектором философии биологии Института философии РАН Регины Семеновны Карпинской. Длительное время" Регина Семеновна была моим наставником, моим "гуру". С 1988 года (встреча с английским ученым Майнард-Смит в присутствии Регины Семеновны) я знаю ее лично. Но еще значительно раньше я слышал об ее работах от покойного ныне Сергея Викторовича Мейена, который также скончался в расцвете творческих сил (судьба многих выдающихся русских мыслителей). В 1981 году, в моей первой философской статье, написанной под руководством Зинаиды Всеволодовны Кагановой, были подробно процитированы уже тогда считавшиеся классическими публикации Р.С.Карпинской. Во время международной конференции в Институте философии в Москве (1989 г.) и других важных научных событий я имел возможность наблюдать, как проявляется творческий дар и организаторский талант Регины Семеновны, а немного раньше, в декабре 1988 г., я видел Регину Семеновну в день ее 60-летия в домашней обстановке, как любящую мать и образцовую гостеприимную хозяйку. Несомненно, это был энергичный, бодрый и оптимистичный человек. Ее "чувство новизны", способность прорывать рамки устоявшихся взглядов и уважать альтернативные точки зрения ярко проявились, например, в том, что Регина Семеновна быстро осознала значение такого нового научно-философского направления, как биополитика, цитировала в своих публикациях1{1. Карпинская Р.С. Биология, идеалы научности и судьбы человечества // Вопр. философии. 1992. № 11. С. 139-148.} труды Агни Влавианос-Арванитис.
Научное наследие Регины Семеновны слишком многогранно для того, чтобы охватить его в рамках одной статьи. Ограничусь лишь тем, что непосредственно входит в мою "сферу компетенции". В своих публикациях Р.С. Карпинская подчеркивает факт гетерогенности, плюралистичности, даже "эклектичности"2{2. Карпинская Р.С. Природа биологии и философия биологии // Природа биологического познания. М., 1991. С. 520.} современной биологии, соотнося эти особенности биологического знания с мно-гоуровневостью живого. Поэтому биология не соответствует классической схеме Т.Куна, в рамках которой за "нормальной наукой", организованной вокруг одной парадигмы, следует "научная революция" и смена парадигмы. Сочетание разноуровневых, нередко на первый взгляд взаимоисключающих концепций и подходов в деятельности биологов имеет свою логику, более того, плюралистич-ность теоретических концепций и характеризует, по Р.С.Карпинской, "нормальную биологию". Биологическое знание имеет в большой мере личный характер, зависит от индивидуально пережитого общения с живыми существами. Эту зависимость А.П.Огурцов выразил термином "личностные параметры биологического знания". По словам Р.С.Карпинской, "неоднородность, гетерогенность методологии потому и существует, что по-разному видится прежде всего феномен жизни и причастность человека к бытию и познанию этого феномена"3{3. Карпинская Р.С. Биология, идеалы... С. 143.}. Регина Семеновна исходила из многообразия концепций и парадигм биологии как необходимой предпосылки для познания того "слоеного пирога", которым предстает перед нами многоуровневая биологическая реальность.
Уровневая структура реальности. Взгляды Николая Гартмана
Отмеченная Карпинской гетерогенность биологии (проявляющаяся особо ярко в биополитике) тесно взаимосвязана с гетерогенностью мира как онтологической проблемой о существовании "гетерогенных областей бытия, которые перекрывают друг друга в рамках одного и того же реального мира4{4. Hartmann N. Der Aufbau der realen Welt. Grundriss der allgemeinen Kategohenlehre. Berlin, 1940. S. 189.}. Здесь я цитирую Н. Гартмана, и именно его философия "слоев реальности" оказывается особенно созвучной многим мыслям Регины Семеновны. Конечно, представление о "слоистости" и мира в целом и живого в частности восходит к древним натурфилософским, эзотерическим, даже мистическим схемам. Гартман указывает в этой связи на классификации "душ" Платона и Аристотеля, далее подхваченные средневековой схоластикой.
Гартман разграничивает два понятия: 1) ступени бытия (Seinsstufen). Относительно мелкие градации, между коими есть плавные переходы. Ступени могут быть выделены по самым различным критериям. Гартман приводит в качестве примера "ступеней" таксономические градации - роды, семейства, отряды. Между этими ступенями есть переходы (отражаемые понятиями "подотряд", "надсемейство" и др. в таксономии); 2) слои бытия (Seinsschichten). "На границах между слоями обрывается цепь форм бытия, чтобы вновь начаться с более высокого уровня"5{5. Op.cit.S. 195.}. Реальный мир объемлет четыре слоя:
безжизненный слой (мертвая материя, физические законы),
органический слой (жизнеподдерживающий слой "со специфическими функциями саморегу лируемого обмена веществ и самовоспроизведения"),
душевный слой (объекты психологии: чувства, эмоции, образы, мысли и др.),
духовный слой (включает духовные способности личности, такие как способность любить, совесть, ответственность /личностный дух/ и плоды коллективного творчества людей - язык, нормы морали и права в их историческом развитии и т.д.).
Каждый из слоев обладает, по Гартману, целостностью и внутренним единством, подчиняется единым фундаментальным законам, каждый элемент как бы несет в себе ("имплицирует") основное содержание слоя: "закон когерентности слоя". С переходом от слоя к слою появляются новые характеристики (закон новизны). Гартман постулирует и ряд других законов, отражающих сложную диалектику самостоятельности, взаимозависимости "слоев бытия": 1) закон силы: низший слой всегда "сильнее" более высокого в том смысле, что ставит ему границы. Самая тонкая деятельность души, психики ограничена жизнедеятельностью организма, т.е. законами органического слоя. 2) закон индифферентности: низшему слою "безразлично", каковы законы надстоящего над ним слоя. 3) закон материи:
низший слой, в аристотелевском духе, поставляет материю, которой более высокий слой придает форму. 4) закон свободы: хотя низший слой и сильнее, но более "нежный" высший слой свободен ваять из его материала любое "произведение".
Критический разбор философии Гартмана - не задача данной работы6 {6. Детальный критический разбор взглядов Н. Гартмана дан в отечественной работе: Горштейн Т.Н. Философия Николая Гартмана. М., 1969}, которая лишь берет некоторые из ценных идей Гартмана как "строительные подмостки". Ряд гартмановских идей перекликается со взглядами отечественных философов и биологов, например, В.И.Кремянского7{7. Кремянский В.И. Структурные уровни организации живой материи. М., 1969}, выделившего два общих критерия разграничения уровней: 1)соседние уровни вступают в органическое отношение части и целого; 2) каждый уровень формирует присущие ему структуры, используя образования предшествующего уровня как строительные блоки для этих структур. В дальнейшем мы будем следовать терминологии Кремянского (и многих других ученых, философов) и говорить об "уровнях", а не "слоях" бытия. И если Н.Гартман говорит о четырех слоях гетерогенного мира, то мы считаем здесь более соответствующей современному состоянию научных знаний пятиуровневую схему мира (и живого - биоса - в частности).
Физический уровень (безжизненный слой в терминологии Гартмана). На физическом уровне материи проявляется то свойство, которое античные стоики обозначали как exis, сцепленность8 {8. Стоики предложили свою уровневую схему бытия, включавшую уровни exis (сцепленность), fysis (живая природа), jych (душа), logos (разум). Очевидное сходство со взглядами Гартмана, несмотря на протекшие тысячелетия. См.: Stoicorum veterum fragmenta collegit loannes ab Amim. 1921. 2. P. 10-13.}. Это свойство проявляется в формировании неравновесных ансамблей (белки, нуклеиновые кислоты), обладающих особым запасом энергии. Утрата неравновесного состояния ведет к высвобождению энергии в виде излучения. Молекулярные ансамбли с целостными свойствами (и способностью к самосборке), существуют и в системах, не содержащих живых организмов или их частей.
В стадии активного исследования находятся ныне те "странные эффекты", все еще в принципе объяснимые в рамках физики и химии, которые присущи ансамблям полимерных молекул, слагающих клеточные структуры. К числу таких "странных эффектов" принадлежат сложные нелинейные взаимодействия молекул, кооперативные эффекты, когерентное поведение (позволяющее ДНК работать как единый эксимерный излучатель, своего рода "микро-лазер"), комплексные фазовые переходы (например, плавление-затвердевание ДНК, мембранных структур), а также наличие многочисленных обратимых метастабильных состояний молекулярных "констелляций" (термин А.Гурвича) в живых организмах.
Молекулярные ансамбли представляют, следуя терминологии Гартмана, лишь "ступень" в развитии физического уровня. Но именно они непосредственно доставляют "подходящий материал" для трансформации в структуры более высокого уровня, витального.
Витальный уровень. Отвечает за жизнеподдержание, онтогенез, регенерацию, самовоспроизведение как фундаментальные свойства всякой жизни. В XX веке такие фундаментальные аспекты живого как питание, дыхание, воспроизведение, наследственность, эмбриональное развитие, регенерация утраченных частей и целых организмов, были детально исследованы на уровне элементарных механизмов, описаны на языке ферментативных реакций, биофизических процессов (поглощение световых квантов, образование разности электрических потенциалов на мембранах и др.) и молекулярно-генетических событий. Означает ли все это, что витальный уровень удалось свести к физическому и были неправы Гартман и оказавший влияние на Гартмана эмбриолог и виталист Г.Дриш, отстаивавшие наличие особых законов, которыми обладает витальный уровень ("органический слой" по Гартману, "энтелехия" по Дришу)? Представляется, что в ответе на этот вопрос можно опереться на "закон материи" Гартмана (близкую по сути формулировку дает Кремян-ский, говоря о том, что элементы низшего уровня складываются в целостные структуры более высокого уровня). Недаром в биологии все большее развитие получает структурализм, базирующийся на целостно-структурном аспекте организма, его морфогенетического поля.
Молекулярно-биологические исследования в некоторых случаях заостряют внимание на особых свойствах живого. Со времен П.Митчелла известно, что дыхательные и фотосинтетические мембраны клетки генерируют Dj, разность электрических потенциалов, запасающую в себе энергию света или дыхательного субстрата. Дискуссионным остается вопрос, является ли "мембранный потенциал" единственной формой запасания энергии в биомембранах. Имеется немало данных, говорящих о том, что Dj отражает лишь один из механизмов (уровней) преобразования энергии на мембранах, наряду с более тонкими механизмами, такими, как "память кристаллической решетки примембранной воды" (взгляды биоэнергетика Келла, вдохновленные более ранними работами Уильямса) и др. Не подходит ли молекулярная биоэнергетика в рамках даже классической, во многом чисто физико-химической, парадигмы к пониманию более тонких уровней организации живого?
Молекулярные ансамбли - лишь элементы, на основе которых в рамках витального уровня осуществляется целостная детерминация в интересах живого организма, которому присуща "потенция вызывать формирование части в том или ином направлении"'.
Организмы бывают одно и многоклеточные, и нам представляется, что витальному уровню в наибольшей мере соответствует одноклеточный организм (в предлагаемой В.И.Кремянским классификации уровней "уровень одноклеточного организма" следует за "уровнем молекулярных ансамблей"). Хотя каждый организм -"кентавр", сочетает несколько уровней, но в одноклеточном существе витальный уровень проявляется ярче, поскольку в многоклеточном организме начинают доминировать законы более высокого уровня. Гартман ощущал достаточно фундаментальный характер различий между одно и многоклеточной жизнью, которое трактовал как "намечающееся отношением слоев", а в данной работе мы рассматриваем переход к многоклеточности как проявление отсутствующего у Гартмана биосоциального уровня.
Биосоциальный уровень. Введение данного уровня в классификационную схему мы считаем вполне оправданным из-за особо важной роли биосоциальных взаимодействий для биологии, и биополитики (см. подробнее ниже). Свойство exis, проявляемое и на физическом, и на витальном уровнях, не только выражается "в концентрированной форме" во взаимодействиях живых организмов, но и приобретает новый аспект. Взаимная "сцепленность" живых организмов опирается на их взаимоузнавание. Живое узнает живое. Это позволяет биологическим индивидам разного порядка (клеткам и их популяциям/колониям, многоклеточным организмам, объединениям организмов, рассматриваемых как индивиды - "сверх-организмы") вступать в сложную гамму взаимоотношений, которые в одних случаях носят характер ассоциации и интеграции, в других - сводятся ко взаимному неприятию, отторжению, попытками уничтожить другое живое существо. Параллелизм между 1) поведением клеток в составе тканей многоклеточного организма, 2) одноклеточных организмов в составе популяций и 3) многоклеточных индивидов в рамках семей, стай и других биосоциальных структур, показанный биологами в последние десятилетия, позволяет распространить понятие "биосоциальный уровень" и на многоклеточный организм как "клеточное государство". Биосоциальный уровень доминирует в "надорганизменных системах" (термин, использованный В.И.Кремянским). Речь идет об объединениях живых организмов (популяции, ассоциации, экосистемы). Особенно важны так называемые биосоциальные системы — группы особей одного вида, построенные по кооперативному принципу.
Биосоциальные взаимодействия во всей своей гамме — агрессия и афилиация, конкуренция и кооперация - создают предпосылки для эмоций, чувств, аффектов у индивидов. Тем самым, в биосоциальных системах формируется, говоря словами, Н.Гартмана, "материя" для более высокого уровня, ментального.
Ментальный уровень. Примерно сопоставим с "душевным слоем" Н.Гартмана. Включает способность к обучению, запоминанию, восприятию, эмоциям, инсайту (поиску нетривиальных решений проблем) и другие индивидуальные способности, вовлеченные в биосоциальные процессы. Ментальный уровень достигает наибольшего развития у человека. Однако достижения этологии последних десятилетий существенно усложнили наши представления о поведении других живых существ. Животные (включая насекомых) далеко не всегда следуют наследственно закрепленным образцам поведения - у них есть "жизненный опыт" и знания преемственного характера, передаваемые в социуме (биосоциальной системе) из поколения в поколение. Вероятно имеется и способность делать выбор между альтернативами, находить нетривиальные решения задач (инсайт). Пчелы в некоторых случаях решают новую задачу, различая форму геометрических фигур или сопоставляя два стимула. Во внутреннем мире индивида создаются идеальные структуры ментального уровня. Эти структуры взаимосвязаны с окружающим миром, включающим другие организмы, поэтому организмы как бы "проецированы" друг на друга (то, что С. В. Чебанов обозначает как "энлог"10{10. Chebanov S.V. Man as participant to natural creation. Enlogue and ideas of hermeneutics in biology// Biology Forum. 1994. V. 87. № 1. Р. 39-48.}). Наряду с такой "взаимной проецированностью" живых организмов, на ментальном уровне проявляется еще не менее важная способность к "воображению"". Помимо актуальной реальности, на этом уровне открываются еще реальности потенциальные, которые в процессе функционирования ментального уровня так или иначе структурируются, осваиваются и могут далее, в полном соответствии с "законом материи" Гартмана, придавать ту или иную форму материалу более низких уровней (физический, витальный), тем самым актуализируясь.
Духовный (супраментальный) уровень. По мысли Гартмана, духовный "слой" проявляется в развитии культуры (языка, морали, правовых норм — объективный дух истории) и каждой отдельной личности (совесть, ответственность, способность любить). На первый взгляд кажется что, этот уровень не имеет существенного значения в биологии, ибо даже высшие животные достигают максимум развитого ментального уровня. Однако, если следовать Гартману в понимании Духовного как своего рода аккумулятора результатов культурно-этического творчества человеческого общества, то в таком случае допустима расширительная трактовка Духовного. Ведь культурным традициям до некоторой степени аналогична информация, передаваемая негенетическим путем, через коммуникацию и обучение, в сообществах животных (включая даже насекомых). У муравьев молодые особи обучаются, например, уходу за личинками, причем более опытные особи служат "менторами". Однако следует согласиться, что у наших "меньших братьев" можно усмотреть лишь относительно слабые проявления элементов духовного ("трансцендентного"). В целом же все то, чем занята сегодняшняя биология и что лежит за ее пределами, но описывалось ранее натурфилософией, описывается перечисленным квинтетом уровней: физический, витальный, биосоциальный, ментальный, духовный.
Многоуровневость живых существ распространяется и на их умвельты. По взглядам одного из основателей теоретической биологии И. фон Уэкскюля12 {12. Van Uexkull. Umwelt und Innenwelt derTiere. Berlin, 1909.}, всякий живой организм структурирует окружающий мир, создавая "Umwelt" (непосредственное окружение), соответствующий плану строения (Bauplan) организма и его внутренней организации (Innenwelt). С позиций уровневой структуры живого каждое существо имеет не один, а несколько умвельтов, причем физическому уровню соответствует обычное пространство. На витальном уровне умвельт, очевидно, включает все факторы, так или иначе влияющие на жизнедеятельность организма: кислород, который он вдыхает, пищу, которую принимает, в то же время и все ядовитые вещества, радиоактивное излучение и др., которые могут подавить процессы жизнеподдержания. Уже на этом уровне ясно, что организм, следуя выражению Уэкскюля, структурирует "хаос неорганического мира", вносит дискретность в его континуум. Действительно, с витальной точки зрения ближайшее окружение организма классифицируется на несколько дискретных массивов, таких как источники питания, "стоки" для метаболических отходов, локусы пространства, несущие ту или иную угрозу. Все объекты, входящие в витальный умвельт, существуют, используя выражение Хайдеггера, "для того, чтобы" (um zu).
На биосоциальном уровне формируется особый умвельт, включающий других живых существ, с которыми данный индивид вступает в гамму биосоциальных отношений. Формирование надорга-низменной биосоциальной системы сопряжено с образованием единого для нее умвельта. Как будет указано ниже, этот умвельт имеет существенную нематериальную составляющую (сеть биосоциальных взаимодействий).
Эта нематериальная компонента доминирует в умвельтах более высоких уровней. Так, ментальный умвельт несет образы реальностей, как актуальной, так и потенциальных — то что Кортмульдер и Спрей называют воображением (ссылка дана выше). В рамках этого уровня "несвязанные вещи связаны", "потерянная информация, забытые идеи и нереализованные возможности" продолжают существовать, пишут эти авторы. Духовный уровень, имея во многом надиндивидуальную природу, должен соответствовать единому, глобальному, нематериальному, "обволакивающему" весь биос умвельту.
Биосоциальный уровень находится "на перекрестке" путей от низших уровней (физический, витальный) к высшим (ментальный, духовный), занимая "срединное положение" в их квинтете. Биосоци-альный уровень - если дополнить им схему "слоев" Гартмана — как бы заполняет собой "хиатус" между "органическим" и "душевным" слоями (витальным и ментальным уровнями в нашей терминологии). Действительно, биосоциальность представляет собой, с одной стороны, кульминацию свойства exis, идущего "снизу", из глубин молекулярных взаимодействий. У наиболее примитивных существ грани их биосоциальной жизни — например, конкурентные взаимодействия по поводу питательного субстрата, агрегация клеток, зависимая от химических стимулов - непосредственно базируются на свойствах слагающих их молекулярных комплексов. Даже взаимоузнавание клеток, выбор между ассоциацией с другим индивидом или изоляцией от него, зависит от того, свяжет ли молекуларецептор молекулу-мишень или нет.
С другой стороны, чем выше мы поднимаемся по эволюционной лестнице, тем четче проявляется зависимость биосоциальных взаимодействий от более высоких уровней. В терминологии Гартмана, все четче проявляется "закон материи" (низшие уровни выступают лишь как подлежащий оформлению, структурированию "сырой материал") и в то же время "закон свободы" (уровни, более высокие, чем биосоциальный, используют элементы биосоциальности для творческой обработки и созиданию ментальных/духовных структур).
Уже у насекомых (а по некоторым данным: даже у микроорганизмов) биосоциальные взаимодействия детерминируются идеальными структурами, например, образами "друга" и "недруга", которые продуцирует ментальный уровень. Стремление общаться с "товарищем по виду" (так называемая афилиация) может быть даже единственным стимулом, побуждающим животное (например, собаку) к решению сложной задачи в условиях эксперимента. Афилиация и взаимопомощь (кооперация), разумеется, имеют витальное значение для индивидов, поскольку помогают им выжить, не "пропасть поодиночке". Но здесь зависимость от витального уровня носит более косвенный характер. Она реализуется на уровне эволюции в целом, а на уровне отдельного индивида афилиация и кооперация вовлекают ментальный уровень с его гаммой эмоций, аффектов и др.
Так биосоциальный уровень действительно занимает "срединное положение" в иерархии уровней живого, воплощая возникающее на физическом и развиваемое на витальном уровне свойство exis молекул, их комплексов, субклеточных структур и нисходящие "сверху" идеальные конструкты психики, культурные традиции или их аналоги. Такая двойная детерминация свойственна биосоциальному уровню и в его индивидуальном развитии. Почему ребенок вступает в социальное взаимодействие с другими индивидами Homo sapiens? С одной стороны, ради реализации нужд витального уровня (еда, укрытие и др.). С другой стороны, он уже с рождения формирует ментальные образы реальности, ищет их проверки в общении с другими, испытывает гамму переживаний в ходе общения с другими. Ребенок с самого начала и животный организм, и душа, и дух.
Срединное положение биосоциального в уровневой иерархии обусловливает гетерогенность исследующих его наук — социобиоло-гии, биосоциологии (термин П.Мейера), биополитики. Здесь мы возвращаемся к этому стыковому естественно-гуманитарному направлению, посвященному взаимосвязи биологии и политики. Биополитика концентрирует внимание на свойствах живых организмов и их групп, которые наиболее тесно связаны с проблемами политологии. Она включает ряд конкретных направлений: 1) исследования эволюционно-биологических корней человеческого государства и общества. 2) изучение биосоциального базиса политического пове
дения людей, важных ситуациях (бунт, уличное шествие, избирательная кампания, этнический конфликт, функционирование правительств и партий). 3) исследование влияния соматических факторов (голод, усталость, болезнь, стресс; возраст, пол, раса; алкоголь, наркотики, транквилизаторы, "психофармакология"; плотность населения, невербальная (бессловесная) коммуникация между людьми и др.). 4) разработка конкретных политических прогнозов, экспертных оценок и рекомендаций на базе результатов всех перечисленных направлений исследования.
Биополитика воплощает в себе гетерогенность, подмеченную Р.С.Карпинской в приложении к наукам о живом вообще; она также отображает многоуровневую структуру живого. В политическом поведении людей пересекаются разноуровневые элементы. С одной стороны, можно говорить о детерминации политического процесса (как составной части биосоциальных взаимодействий в случае Homo sapiens) витальными потребностями людей. Биополитик Дж. Шуберт специально изучал влияние голода на политическое поведение.
В этом ракурсе вся политика может рассматриваться как "коллективное предприятие, обеспечивающее выживание" (характеристика П.Корнинга). Политика дает и необозримое поприще для деятельности на ментальном и духовном уровнях, для индивидуального и коллективного творчества.
Биосоциальный уровень обладает, несмотря на двойную детерминацию, значительной самостоятельностью, "своезаконностью" (по Гартману). Она выражается в формировании специфических структур биосоциального уровня, как материальных (муравейник в муравьином сообществе, мембранная оболочка в бактериальной колонии, яранги для семей у чукчей и др.), так и идеальных (структуры межиндивидуальных связей, функциональных взаимодействий, "ролевых конвенций")13 {13. Захаров А.А. Организация сообществ у муравьев. М., 1991.}. Эти идеальные структуры отвечают за формирование единого нефизического тела социальной системы, ее коллективного умвельта. Об едином теле говорят, например, в приложении к насекомым сторонники так называемой концепции "сверхорганизма" (Уиллер, Шовен, Кипятков). Поход муравьев-фуражиров за кормом для всей колонии сравнивается с вытягиванием конечности у "сверхорганизма". Эта конечность захватывает пищу и вновь втягивается, когда муравьи возвращаются с добычей.
Биополитика призвана учитывать в своих построениях как самостоятельность биосоциального уровня (выраженную в соответствующих материальных и нематериальных структурах), так и детерминацию его другими уровнями. Философский подход, позволяющий решить обе эти задачи, ранее обозначен нами как гумани-стика14{14. Олескин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопр. философии. 1992.№ 11. С.149-160.}. Этот подход опирается на идею родства человека со всеми живыми существами, что позволяет рассматривать все формы жизни в принципиально единых категориях. Человек и все живое рассматриваются как многоуровневые образования (в диапазоне от физического до духовного уровня), и важно подчеркнуть еще раз, что сопоставление поведения людей и наших "меньших братьев" возможно не только на биосоциальном уровне, но и на более высоких уровнях. Этим, конечно, не отрицается факт существенных различий в степени проявленности ментального и духовного между Homo sapiens и прочим "биосом".
Итак, настоящая работа опирается на два тесно взаимосвязанных аспекта многогранного творчества профессора Регины Семеновны Карпинской - 1)ее разработки по биосоциальной проблематике и 2) идеи о многоуровневости, гетерогенности, "эклектичности" современной биологии. По словам Р.С.Карпинской, "живое может быть теоретически освоено благодаря точному знанию биологических структур всех уровней организации живого"15{15. Карпинская Р.С. Биология, идеалы... С. 146.}.
Литература
1. Карпинская Р.С. Биология, идеалы научности и судьбы человечества // Вопр. философии. 1992. № 11. С. 139-148.
2. Карпинская Р.С. Природа биологии и философия биологии // Природа биологического познания. М., 1991. С. 520.
3. Карпинская Р.С. Биология, идеалы... С. 143.
4. Hartmann N. Der Aufbau der realen Welt. Grundriss der allgemeinen Kategohenlehre. Berlin, 1940. S. 189.
5. Op.cit.S. 195.
6. Детальный критический разбор взглядов Н. Гартмана дан в отечественной работе: Горштейн Т.Н. Философия Николая Гартмана. М., 1969.
7. Кремянский В.И. Структурные уровни организации живой материи. М., 1969.
8. Стоики предложили свою уровневую схему бытия, включавшую уровни exis (сцепленность), fysis (живая природа), jych (душа), logos (разум). Очевидное сходство со взглядами Гартмана, несмотря на протекшие тысячелетия. См.: Stoicorum veterum fragmenta collegit loannes ab Amim. 1921. 2. P. 10-13.
9. Так Дриш определял "энтелехию" в специфическом эмбриологическом значении.
10. Chebanov S.V. Man as participant to natural creation. Enlogue and ideas of hermeneutics in biology// Biology Forum. 1994. V. 87. № 1. Р. 39-48.
11. Kortmulder Т., Sprey Т.Е. The connectedness of all that is alive and the grounds of congenership. Beyond a mechanistic interpretation of life // Rivista di biologia (Biology Forum). 1990. V. 83. P. 107-127.
12. Van Uexkull. Umwelt und Innenwelt derTiere. Berlin, 1909.
13. Захаров А.А. Организация сообществ у муравьев. М., 1991.
14. Олескин А.В. Гуманистика как новый подход к познанию живого // Вопр. философии. 1992.№ 11. С.149-160.
15. Карпинская Р.С. Биология, идеалы... С. 146.
Главная страница |