Наука и религия, №9, 1998
КЛЮЧ К БУДУЩЕМУ - В НАШЕМ ПРОШЛОМ?Как найти спасительную ариаднову нить в тупиках современной цивилизации? Одни ищут ее в многообещающей современной науке, другие, видимо, устрашаясь содеянных техногенных надругательств над природой и неминуемой расплаты за содеянное,— в консервации сущего, в “нулевом росте”: третьи — в тайном сакральном знании, оставленном нам — землянам — неким, а может быть, и некими, существами, много более мудрыми, нежели мы с вами, и бережно передающимся из поколения в поколение людьми “посвященными”, коим доверено это могущественное оружие (знание), дабы передали они его нам — человечеству — в тот момент, когда, с одной стороны, без него мы не обойдемся, не справимся с обрушившимися на нас проблемами, а с другой, что не менее важно, когда мы созреем для того, чтобы использовать его не во вред, а на пользу человечеству. Нередко этих “третьих”называют у нас традиционалистами, хотя чаще выбирают более крутое название. Ну да Бог им судья. А мы, продолжая наши публикации традиционалистов, в этом номере знакомим вас с работами Русского Традиционалистского Исследовательского Центра “Беловодье”, возглавляемого Сергеем Юрьевичем КЛЮЧНИКОВЫМ. Название это выбрано отнюдь не случайно, ведь так издавна называют русские странники легендарную страну праведной, древней мудрости.Центр уже опубликовал ряд книг, представляющих традиционную культуру различных народов, а также наиболее ярких исследователей той самой, изначальной Традиции (работы о русском дохристианском наследии, труды “классиков” западного традиционализма и многое другое). Заметное место среди этих изданий занимают книги С. Ю. Ключникова: “Психоэнергетическая защита” (защита традиционных духовных ценностей от нынешних манипуляций ими), “Священная наука чисел”... Фрагмент из последней книги — перед вами.В этой же рубрике вы найдете и статью К. ЛЕОНТЬЕВА, с которым вы знакомы по публикациям в нашем журнале. |
Сокровенные числа России с. ключников Русская народная духовная традиция тяготеет больше к слову, не-жели к числу. Тем не менее она пронизана числовой символикой. Число один встречается в русской традиции не слишком часто. Упомянем образ Аники-воина, который выезжает в Чисто Поле (Поле Дхармы), чтобы биться с врагом одному, а также символы копья и единорога, встречающиеся в текстах летописей и древних преданий. Идея и символика двойственности в целом не характерны для русской культуры, особенно в христианский период ее существования (может быть, за исключением образа Двуглавого орла). Однако в язычестве ее присутствие гораздо более заметно и проявляется, например, в образах Чернобога и Белобога, или Ивана и Купалы, олицетворяющих собой две половины года. Идея чета и нечета выражала собой соотношения правого и неправого начал. Славянскую мифологию пронизывала идея борьбы таких начал, как Жизнь (Жива, Род) и Смерть (Навь, Море- | на), живая и мертвая вода, правда и кривда. Русская традиция с точки зрения числовой символики насквозь троична. Это проявляется не только в почитании одного из самых высоких христианских понятий — Троицы, но и даже в предельно сниженных, профаничес-ких чертах национального бытия, например, в доходившей до траги-комизма привычке пить на троих. Троичностью пронизаны и дохристианские русские символы и понятия — культовые образы “трех солнц”, три коня, установленные на крышах некоторых домов в виде вырезанных из дерева фигур, Тро-ян из “Слова о полку Игореве”, которого многие исследователи отождествляют с богом Тригла-вом, три пути, предлагаемые путнику на выбор судьбой. Идея четверичности менее типична для русской традиции. Тем не менее можно вспомнить четы-рехголового Збручского идола, объединение в одно божество четырех славяно-балтских божеств — Ярович, Руевит, Поревит, Поре-нут, а также четыре стороны света и соответственно четыре мифологизированных ветра. В России число пять (и пятиконечная звезда, служившая его графическим выражением еще с древних времен) задолго до кремлевских звезд играло важную роль. В нашей стране была распространена особая игра, возможно, имеющая кельтское происхож- | дение, во время которой человек должен был подбрасывать и ловить рукой пять камней с целью гадания. Древние люди были убеждены, что солнце пляшет пять раз в году. Иногда пятерка рассматривалась на Руси как символическое обозначение брака, а также как число единения человека со Всевышним. О сакральном значении пятерки говорят и русские летописи, что хорошо показал современный исследователь числовой символики древнерусской культуры В. М. Кириллин. Почитание пятерки опиралось в русской традиции не только и не столько на языческие корни, сколько на христианские истоки. В. М. Кириллин напоминает о пятерке в евангельских текстах и более поздних свидетельствах: “Евангельская легенда о пяти хлебах, насытивших пять тысяч человек, и притчи о пяти мудрых и пяти неразумных девах и арабе, умножившем данные ему пять талантов на другие пять; ритуал благословения пяти хлебов на литии во время всенощного бдения и употребление на проскомидии во время литургии пяти просфор; храмы о пяти главах и иконостасы в пять рядов”.
Число шесть встречается в русской мифологии и традиции значительно реже “пятерни”. Его присутствие можно заметить не столько в арифметическом, сколько в пространственно-геометрическом плане. Так, ученые говорят о |
страница 5
“громовом знаке”, посвященном древнеславянскому богу грозы (в качестве которого выступал как Перун, так и Род). Этот знак представляет собой как шестилучевую звезду, вписанную в окружность, так и знак в виде колеса с шестью спицами. Гораздо чаще русская мифология и фольклор говорят о числе семь. Семь богов древнерусского пантеона, и бог Семаргл, явно ведущий свое имя от числа семь, и семь небес, и многие другие семи-ричные символы, разбросанные по многочисленным легендам, сказкам и преданиям. Семерка символизировала целостность Мироздания. Как и пятерка, она была связана не только с языческой, но и с православной числовой символикой. Кириллин обобщает все свидетельства о семерке и проявления ее в христианской традиции: “7 — число человеческое (семь отверстий в человеческой голове), семь возрастов, семь добродетелей, семь смертных грехов; чувственное выражение всеобщего порядка (семь цветов ра-. дуги и семь небес)”. Число восемь также встречается в древнерусских текстах. Его наиболее важное проявление — графическое. Восьмилучевая звезда Богородицы относится к сакральным раннехристианским символам. Известно также древнее святилище Перуна, окруженное восемью кострищами, расположенными по четырем основным и четырем промежуточным сторонам света. Число девять весьма часто встречается в русской традиции, где оно может связываться с календарной тематикой. В славянских сказках змей очень часто бы- | вает девятиголовым; ведьма порой имеет девять братьев. Согласно русским преданиям, медведь встает из берлоги 9 марта. Девятая неделя после Пасхи всегда очень почиталась. Девять голов змея в сказочной традиции должен срубить добрый молодец булатным мечом. Этот девятиглавый демонический змей, тождественный образу Черного бога Земли, практически бессмертен, поскольку на месте срубленных одним махом трех голов вырастают три другие. Лишь вмешательство Высших сил и смекалка героя, правильно использующего острый меч (единицу), помогает победить непокорную девятку и утвердить единство. А вот число двенадцать (по свидетельству В. Н. Топорова) рассматривалось как завершение ряда чисел 3, 4, 7. Число тринадцать, называвшееся “лихо одноглазое”, символизировало собой горе,несчастье, неудачу, потерю. В. М. Кириллин говорит и о других трех числах, считавшихся в русской традиции священными,— 15, 21 и 35. Число пятнадцать имеет отношение к отечественной православной хронологии, унаследовавшей от византийского лето-счисления деление времени на индикты — периоды в 15 лет, введенные в 312 году римским императором Константином вместо ранее применявшегося деления на “олимпиады”. Известный церковный автор русского средневековья Геннадий Новгородский и его продолжатель Агафон, составляя новую пасхалию (“Круг рукотворный”), производили расчеты в рамках 15 “великих индиктов”. Число 15 фигурировало и в древнерусских астрономических представлениях, рассматривалось как число дней половины лунного (синодического) месяца, и отождествлялось с проявлением Высших ангельских сил, приводящих в движение Луну и Солнце. В христианских преданиях с Луной нередко отождествлялся образ Богоматери (проповеди Фео-дора Студита на Успение, в которых он говорил о том, что вместо Богоматери на Земле остался образ, “которого существо подобно Луне, ночью освещаемой Солнцем (небесной Марией)”. Поэтому священный смысл числа 15 особенно заметно проявляется в культе Богоматери (в 15-летнем возрасте Она родила Спасителя; 15 мраморных ступеней было в подземном храме Рождества Христова, построенном Юстинианом Великим над Вифлеемской пещерой; в западном христианстве принято молитвенное размышление о 15 | тайнах жизни Иисуса Христа и Богоматери, называемое “розарием Девы Марии”). Высоким сакральным смыслом наполнено в русской традиции и число двадцать один. Сумма его цифр дает три: факт, не нуждающийся в комментариях. Оно несет в себе определенный функциональный смысл при пасхальных вычислениях. Кроме того, день 21 ноября (по старому стилю) является днем воспоминания о введении Богородицы во храм. Священным считали наши предки и число тридцать пять. Оно связывалось прежде всего с так называемым “ключом границ”, или числом букв славянского алфавита. Помимо этого, число 35 знаменовало 35 лет — половину земного пути человека. Для различных культур и духовно-религиозных традиций характерна — на уровне архетипических проявлений — глубинная приверженность к тем или иным числам. Для России исключительно важное значение имеет число три. А вот традиция “вольных камен-щиков”*делает особый упор на постижение глубинного смысла числа четыре (четыре стороны света, о которых говорится в знаменитой легенде о Хираме; идея куба, который символизирует собой царство материи, а также неочищенную природу человека). И архитектур-но-художественные формы западной цивилизации можно отнести к проявлению четверичной природы Мироздания. Но и пятиконечная звезда, в течение семидесяти лет горящая над Кремлем и символизирующая человека и его свободную волю,— далеко не случайное явление в российской жизни. Этот символ соответствовал духовному состоянию человека, опиравшегося прежде всего на личную инициативу, атеистическое мировоззрение и веру в свои собственные силы. Если задуматься над взаимосвязью чисел 3 и 5, поочередно сыгравших такую большую роль в русской истории, можно прийти к выводу, что их влияния не являются взаимоисключающими. Пятерка — как начало, выделяющее индивидуальность из целого,— скрыто присутствовала в тройке и родилась из добавления к ней двойки — двойственного начала , которое всегда присуще личности, одной своей частью принадлежащей целому, а другой — стремящейся к обособлению. Сама по себе смена государственно-культурных и идеологических символов, имеющих* А также традиционная культура индейцев Северной Америки. — Ред. |
страница 6
сакральное численное выражение, произошла в российской истории революционным скачкообразным путем, минуя стадию числа 4, выступающего как яркий образ чисто материального бытия,— пути, по которому пошел Запад. Следует также отметить, что в истории России и в проявлениях ее национального характера обильно присутствуют иррациональные числа. В связи с этим особый интерес представляет концепция числа в истории, выдвинутая основателем нового направления науки “обо всем” ( “суо-нистики”) А. Кирсановым. Он выделяет несколько типов числа: рациональное (натуральное) и иррациональное (отрицательные и мнимые числа также делятся на два этих типа). Он по-новому объясняет их смысл: “Иррациональное число соответствует процессу, а натуральное — отсутствию процесса, то есть его началу либо концу...С точки зрения Абсолюта мировой исторический процесс выглядит как накопление заряда на полюсах мистического конденсатора “Восток — Запад”, в котором роль диэлектрической среды выполняет беззнаковая “нулевая” Россия. Пробей конденсатора будет в этом случае означать встречу духа Востока и духа Запада, но произойдет она не раньше того, как исчерпает себя “сопротивление” среды, ее инерция. До тех пор полюса должны быть разделены... Временным пределом, когда “диэлектрик” уже не сможет выдержать разность духовных потенциалов, станет смена тысячелетий (около 2000 года); население Земли к этому времени составит шесть миллиардов”. Это будет означать наступление нового этапа истории, в котором человечество получит перспективу выхода в метаисторическое пространство: “Время небесной России наступает — новый виток мировой истории начнется с числа 10, символа соборной личности, а протекать она будет в том смысловом пространстве, где потенциально уже более тысячи лет присутствует Россия, которая своим одиноким странничеством освоила, обжила это пространство, подготовив его для остального мира. На новом витке истории Россия и Запад уже не будут противостоять друг другу, потому что будут пронизаны единым мировым Временем, в котором пока находится лишь Россия...” | Пророческая гармония БиблииК. ЛЕОНТЬЕВ Есть в Библии загадки, о которых многие знают, но над которыми мало кто задумывается. Например, в первой книге Библии написано о годах жизни Адама и его потомков. Зачем даны нам эти числа? Если они нужны, чтобы показать, как долго жили люди до Всемирного Потопа, то возникает мысль о избыточности этих чисел. Но как можно допустить подобную мысль, если сказано, что в Священных Книгах имеет значение “каждая черта” и нет ничего просто так? И вот, читая Библию, мы недоуменно повторяем: “...Жил Адам сто тридцать лет и родил (...), и было всех дней жизни Адама девятьсот тридцать лет, и он умер” (Быт. 5, 3,5)'. И далее — о 28-ми жизненных сроках, самый большой из которых достался Матуше-лаху (в синодальном переводе — Мафусаилу), который умер в год Потопа. Священники или историки скажут, что этим словам не меньше трех тысяч лет, но где их разъяснение? Известно мнение богословов о том, что пять книг Моисея дарованы свыше. На языке-оригинале этот Дар называется словом “Тора”. В переводах принято использовать слово “Закон”, которое в более узком смысле означает письменную часть Откровения — Пятикнижие Моисея. Само слово “Закон” в книгах Библии — одно из основных. И еще в Библии можно прочитать, что Закон содержит не только простой текст, но также намеки, иносказания и глубинные тайны. Несколько лет назад мир был поражен открытиями профессора математики Ильи Рипса 2, который доказал, что в Законе закодированы совершенно другие, сюжетно не связанные с Библией, тексты, повествующие о событиях, происходящих много позже ее написания. Причем доказательства И. Рипса математически безупречны... Счастливое стечение обстоятельств в 1995 году свело меня с1 Переводы из Библии выполнены автором. -Ред.2 Впервые о них было рассказано в американском журнале "Statistical Science”, 1994, vol. 9, № 3. р. 429-438. | профессором Рипсом. И тогда я сам убедился в том, что многие непонятные ныне слова Библии содержат очень важную информацию. В частности, подтверждается мысль средневекового философа М. Нахманида (XII—XIII вв.) о том, что слова “Родословная книга Адама” можно понимать как “Родословная книга Человечества”. Но разве тем не менее раздел Библии, начинающийся этими словами, не остается пока закрытым для нашего понимания текстом? Позвольте с этим не согласиться. Ведь если слова Закона — от Самого Бога, то мы должны признать абсолютное совершенство каждого знака этих слов на всех уровнях понимания: от еще не постижимых для нас тайн до самых простых примеров гармонии и числового порядка. В мире, что нас окружает, мы на каждом шагу встречаемся с примерами числовой гармонии; может быть, такая гармония есть и в “Родословной книге Адама”? По приведенным в ней числам (Быт. 5, 3—32) можно определить даты рождения и смерти каждого из живших до Потопа первенцев — глав поколений. Например, год смерти Адама и число прожитых им лет совпадают и равны 930. Сын Адама прожил 912 лет, но год его смерти 1042-й, так как он родился, когда Адаму было 130 лет... Сюда не входят только потомки Каина, которых нет в родословной Адама (и не указано число прожитых ими лет). Однако одна женщина из ветви Каина — Ноама — стала женой Ноя и матерью трех сыновей: Сима, Хама и Иафета, которые во время Потопа находились в ковчеге и стали прародителями ныне живущих людей и народов (“Ноама” означает “Приятная”). Итак, Адам, его сын и внук умерли в 930-м,1042-м и 1140 годах соответственно. А даты рождения отца Ноя, самого Ноя и его сыновей — это годы 874-й, 1056-й и 1556-й. Теперь смотрите, что получается: разности между этими датами смертей и рождений дают шесть чисел, из которых три числа образованы тремя одинаковыми и простейшими сомножителями: двойкой, тройкой и семеркой. Это числа 84, 126 и 168. Но интереснее всего то обстоятельство, что отношения этих разностей соответствуют трем основным музыкальным интервалам: октаве — 1/2, квинте — 2/3 и кварте — 3/4. Трудно допустить, что эта гармония случайна: достаточно изменить любое из исходных чисел хотя бы на единицу, и от гармонии не останется и следа... Спустя тысячелетие после написания первых книг Библии Пифагор и его ученики откроют, что именно получен- |
страница 7
Наука и религия, №9, 1998