Чудотворная икона Божией Матери “ОДИГИТРИЯ” ( Путеводительница )Образ Богоматери, воспроизведенный на вкладке этого номера, пребывает сейчас в святом граде Иерусалиме — в хроме Марии Магдалины Гефсиманского монастыря. Обрела икона это свое местопребывание в 1939 году. Известная людям история ее начинается с XVI века. В 1554 году селение Рихания (в Ливане) сгорело от большого пожара, сгорела и церковь. Но совершенно невредимыми остались Святые Дары и икона “Одигитрия”. С тех пор церковные власти присвоили ей название “Неопалимая Купина”, а люди стали особо почитать ее и получали помощь и утешение от молитв перед ней. Когда этот край настигла эпидемия чумы, епископ и священство стали совершать крестные ходы по зараженным районам с этой иконой, и в них эпидемия прекращалась. Тогда Церковь присвоила иконе еще и второе имя: “Исцелительница”. Множество людей получали от нее скорую помощь по своей вере и молитвам. И Церковь прибавила ей еще имя “Скоропомощница”. Икона долгие годы оставалась в Рихании. Уже в наше время митрополит Ливанский Илия, объезжая свою митрополию, посетил Риханию, и прихожане, видя его благоговение перед их святыней, решили подарить ему образ. Владыка принял икону с величайшей радостью и благодарностью и с тех пор каждый день служил перед ней молебен с акафистом, дорожил ею как самым великим сокровищем. Однажды, когда он задремал после вечерней молитвы, было ему видение: явились две великомученицы — Екатерина и Варвара и передали ему просьбу Пречистой отдать Ее святую икону игуменье Марии в Палестину. Проснувшись, он отогнал из своих мыслей видение, ибо никогда не слышал о такой игуменье. Сон повторился. И митрополит, не в силах расстаться с чудной иконой, решил было отдать другой образ “Одигитрии”, но снова явились Екатерина и Варвара и сказали, что если не выполнит волю Приснодевы Марии, будет наказан. На следующее же утро нашелся в окружении владыки Илии человек, который знал игуменью Марию,— это была настоятельница Гефсиманского монастыря. Он, по просьбе митрополита, пригласил ее в Бейрут. Когда владыка вручал “Одигитрию” игуменье, икона была совершенно потемневшей от времени: ни изображения, ни красок на ней рассмотреть было почти невозможно. “Примите эту икону,— сказал митрополит,— такова воля нашей Владычицы. Мне очень жаль, что икона такая черная и некрасивая, но я ее очень почитаю и всегда молюсь перед ней”.
Матушка Мария с благоговением приняла икону и, благодаря митрополита Илию, сказала, что икона не может быть некрасивой, потому что это икона: “Она прекрасна”. ...С пением и торжественным колокольным звоном внесли святую икону Владычицы в храм святой Марии Магдалины, и сразу же священник отец Серафим начал служить молебен. В последнее время батюшка этот просил сестер молиться, чтобы дожить ему до святого праздника Воскресения Христова — он был смертельно болен и очень страдал. Вдруг во время молебна он обернулся и громко сказал: “Эта икона воистину чудотворная. От нее исходит сила, и я это чувствую. Я больше не болен”. (Отец Серафим прожил после этого еще 10 лет и все эти годы отправлял службы.) Случилось это в чистый четверг Страстной седмицы. А на следующий день, накануне Лазаревой субботы, сестры в изумлении увидели, что икона “просветлилась” — совершенно восстановила черты и краски образа и такой остается по сей день. Множество чудес сподобились увидеть от иконы православные. Одно из них — крупные слезы, вытекающие из сухого дерева. Пречистая плакала. “Почему плачет Она? — спрашивали друг друга монахини.— Может быть, о грехах и страданиях людей?” Видя страдания, многим страждущим, молившимся перед этим Ее образом, даровала Пречистая исцеление. В свое время митрополит Илия, передавший икону в Гефсиманский монастырь, посетил обитель и, увидев глубочайшее благоговение, окружающее этот образ, усердные молитвы сестер перед нею, сказал, благословляя их: “Я понимаю теперь, почему Пресвятая Владычица пожелала пребывать с вами, сестры. Она видит вашу любовь к Ней, ваши молитвы и воздыхания...” Не может быть случайностью, что ныне в храме Марии Магдалины Гефсиманского монастыря покоятся мощи святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны. В России особо почитаемый список иконы Божией Матери “Одигитрия” находится в Смоленске. Этот образ тоже чудотворный. Совсем недавно люди с благоговением и страхом наблюдали, как и эта икона, подобно Гефсиманской “Одигитрии”, плакала крупными слезами — и жидкость, собранная с образа, не была ни елеем, ни водой. О чем плакала “Одигитрия” Смоленская? О наших грехах и наших бедах? Но тогда у нас есть надежда на ее сострадательную помощь... |
Святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси Святитель Тихон (в миру Василии Иванович Бела-вин), патриарх Московский и всея Руси, родился 19 января 1865 года в городе Торопце Псковской губернии в семье священника. Окончив курс Торопецкого духовного училища, он поступил в Псковскую духовную семинарию, а по ее окончании — в Петербургскую духовную академию. По окончании академии в 1888 году он три с половиной года преподавал в Псковской духовной семинарии, затем был инспектором и ректором Холмской семинарии. С 1894 года он ректор Казанской духовной академии, а через три года уже епископ, сначала Люблинский, а затем Алеутский и Североамериканский. 6 этот период своей жизни, охватывающий почти десятилетие, он упорядочивает жизнь православных приходов в Соединенных Штатах и на Аляске, строит новые храмы, среди них — кафедральный собор во имя святителя Чудотворца Николая в Нью-Йорке, куда переносят из Сан-Франциско кафедру Американской епархии, организует Миннеаполисскую духовную семинарию, приходские школы и приюты для детей, б Соединенных Штатах за преосвященным Тихоном закрепилась слава подлинного апостола православия. После успешного, но трудного делания в Америке архиепископ Тихон в 1907 году был назначен на древнюю Ярославскую кафедру, в 1914 году стал архиепископом Виленским и Литовским, а в 1917 году — митрополитом Московским и Коломенским. Всероссийский Поместный Собор 1917 года восстановил патриаршество, и святитель Тихон, председатель Собора, 5 ноября по жребию был избран патриархом. Ему пришлось решать вопрос об отношениях с новым государственным строем, установившимся в стране после победы октябрьской революции. 6 тяжелейших условиях он делал все возможное для укрепления Церкви и сумел провести ее сквозь бури. 6 годы церковной разрухи, гонений, расколов он призывал паству “уклоняться от участия в политических партиях и выступлениях”. Причину бедствий он видел во грехе (“грех растлил нашу землю”) и призывал: “Очистим сердца наши покаянием и молитвой”. В августе 1921 года в связи с голодом в Поволжье патриарх благословил добровольную передачу небо-гослужебных церковных ценностей в помощь голодающим, но когда в феврале 1922 года власти постановили изъять у Церкви все драгоценные предметы, включая и употребляемые при богослужении, патриарх твердо выступил против этого. Такая позиция была сочтена саботажем, и в апреле 1922 — июне 1923 года патриарх находился в заключении. Патриарха называли молитвенником народным, старцем всея Руси, отмечали его широкую благо
творительность. Для всех обращавшихся к нему были открыты и двери его дома, и его сердце, “Это была действительно святость, величавая в своей простоте”,— говорили о нем те, кто знал его близко. В последний год жизни святитель Тихон был серьезно болен, он служил лишь по воскресеньям и праздникам. “Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром”. Христова любовь и незлобие к врагам — последняя проповедь патриарха. 5 апреля 1925 года он совершил последнюю литургию в храме Большое Вознесение. Скончался 7 апреля, на праздник Благовещения, со словами: “Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже”. Погребен патриарх был в Малом соборе Московского Донского монастыря. В 1989 году святитель Тихон был причислен к лику святых. 18 ноября 1991 года в Малом Донском соборе случился пожар, все внутри храма сгорело, остался нетронутым лишь алтарь. Пожарные были потрясены: стремительно катившийся к алтарной преграде огонь замер, отчеркнув ровную границу. Они недоуменно допытывались у монахов: “Ну почему же вот огонь идет и вдруг останавливается, это все равно что бикфордов шнур, совершенно непонятно”. И на объяснение, что на Святом Престоле лежат запасные Дары, снова возражали: “Ну это ладно, но почему огонь-то не пошел никак?” Позже двое из офицеров пожарной охраны стали прихожанами этого храма. Насельники монастыря испросили благословения обследовать могилу святителя, и 15 февраля 1992 года, в праздник Сретения, монахи, отслужив молебен перед надгробием, сняли его, начали копать и обнаружили гроб. С инкрустациями, с резьбой, с изображением Голгофы на крышке и табличкой: “Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Тихон”. Год рождения, день интронизации, дата смерти. Сразу же приехал патриарх Алексий II, которого встретили колокольным звоном, хотя был уже первый час ночи. 22 февраля состоялось торжественное открытие мощей. Приехал Святейший, собрались члены комиссии по канонизации, прихожане. Четыре монаха спустились в склеп, подняли крышку гроба. Святые мощи были нетленны. Архиерейская мантия, патриаршая митра с крестом совершенно нетронуты, мантия обрисовала все части тела святителя. Наверху запели величание, начался молебен... И ныне нетленные мощи патриарха Тихона почивают в Малом соборе Донского монастыря. |
Наука и религия, №9, 1998