Главная http://rusnauka.narod.ru
САМООРГАНИЗАЦИЯ В ДИНАМИЧЕСКОМ ХАОСЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
А.И.Тишин
Кыргызский государственный Национальный университет
В общем и конкретном виде существует один социальный процесс – это жизнедеятельность людей, человечества на земном шаре. Такой процесс является специфическим порождением и дальнейшим развитием части природы (Земли ) или даже Вселенной. (Здесь не следует рассматривать теологические версии. Ибо они - лишь часть результата активности Человеческого духа, составляющего всего один компонент в триединстве Мира: “Природа – Социум – Человеческий Дух”). По Н.А.Умову, весь бесконечный космос в предельном усилии создавал уникальное соединение условий для жизни на Земле. “С возрастающим в ряде живых существ усложнением жизни должна поэтому возрастать и способность к творчеству и её последовательной переход от бессознательных к сознательным актам”
1. Жизнедеятельность людей, как природно – социально – духовных существ, также триедина. Кроме производства (созидания – разрушения), общения и мышления – в самом емком понимании этих процессов – в жизни людей ничего больше нет. Любое жизненное выражение человека и человечества сводится либо к одному из – множества проявлений, либо к сочетанию разных феноменов производства, общения и мышления. Люди, обладающие духом (мышлением, эмоциями, чувствами, памятью, волей, различными формами так называемого общественного сознания), в общении, в совместном творческом и рутинном производстве преображают Мир, переводят его в Культуру. Люди сами развивают вне – и – внутри себя природные, социальные и духовные начала. Это своеобразно человеческое преображение становится оригинальным и уникальным ковчегом в потоке природной энтропии. Жизнедеятельность человечества, зародившись, стала самоорганизующей силой и средством, противостоящими природному энтропийному процессу. Социальный процесс, как планетарная жизнедеятельность людей, предстает самоорганизованным единым негэнтропийным процессом. В целостности, в тотальности он есть Порядок, т. е. саморазвивающаяся действительность социального порядка. Порядка не в застывшей оформленности, замкнутости; не в абсолютной и окончательной определенности, а порядка становящегося, обновляющегося в своей определенности. Грубо такой порядок можно уподобить процессу, когда дисциплина разрушается, сменяется инициативой, которая требует своего закрепления и оформления в другой дисциплине, на смену которой идет новая инициатива и так далее.Литература