Главная http://rusnauka.narod.ru

Источник

САМООРГАНИЗАЦИЯ В ДИНАМИЧЕСКОМ ХАОСЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

А.И.Тишин

Кыргызский государственный Национальный университет

               В общем и конкретном виде существует один социальный процесс – это жизнедеятельность людей, человечества на земном шаре. Такой процесс является специфическим порождением и дальнейшим развитием части природы (Земли ) или даже Вселенной. (Здесь не следует рассматривать теологические версии. Ибо они - лишь часть результата активности Человеческого духа, составляющего всего один компонент в триединстве Мира: “Природа – Социум – Человеческий Дух”). По Н.А.Умову, весь бесконечный космос в предельном усилии создавал уникальное соединение условий для жизни на Земле. “С возрастающим в ряде живых существ усложнением жизни должна поэтому возрастать и способность к творчеству и её последовательной переход от бессознательных к сознательным актам”1. Жизнедеятельность людей, как природно – социально – духовных существ, также триедина. Кроме производства (созидания – разрушения), общения и мышления – в самом емком понимании этих процессов – в жизни людей ничего больше нет. Любое жизненное выражение человека и человечества сводится либо к одному из – множества проявлений, либо к сочетанию разных феноменов производства, общения и мышления. Люди, обладающие духом (мышлением, эмоциями, чувствами, памятью, волей, различными формами так называемого общественного сознания), в общении, в совместном творческом и рутинном производстве преображают Мир, переводят его в Культуру. Люди сами развивают вне – и – внутри себя природные, социальные и духовные начала. Это своеобразно человеческое преображение становится оригинальным и уникальным ковчегом в потоке природной энтропии. Жизнедеятельность человечества, зародившись, стала самоорганизующей силой и средством, противостоящими природному энтропийному процессу. Социальный процесс, как планетарная жизнедеятельность людей, предстает самоорганизованным единым негэнтропийным процессом. В целостности, в тотальности он есть Порядок, т. е. саморазвивающаяся действительность социального порядка. Порядка не в застывшей оформленности, замкнутости; не в абсолютной и окончательной определенности, а порядка становящегося, обновляющегося в своей определенности. Грубо такой порядок можно уподобить процессу, когда дисциплина разрушается, сменяется инициативой, которая требует своего закрепления и оформления в другой дисциплине, на смену которой идет новая инициатива и так далее.
       Планетарный социальный негэнтропийный процесс пока недостаточно познан. Он предстает не только в форме порядка с его общим, схематичным, нечетким строением, но и в виде бессистемного конгломерата бесчисленного множества частных абстрактных (абстрагированных, отвлеченных) изменяющихся взаимодействий между отдельными человеческими индивидам и между многообразнейшими объединениями людей. Воздействие же на человеческую деятельность условий (среды), которые люди находят в готовом виде либо создают сами, усиливает представление единого планетарного социального процесса как Хаоса. Этот хаос - не конгломерат умертвленных образований, а живой, динамичный беспорядок изменяющихся процессов и соответствующих им рождающихся, функционирующих и отмирающих социальных общностей. В хаосе пробивают себе путь и обнаруживаются (познаются) закономерности, тенденции, локальности частного и единичного социального порядка. Социальный хаос – это не какая – то аморфность, неопределенность. Напротив, - обнаруживаются самые разнообразные особенности, специфические характеристики, по которым от глубокой древности до сегодняшнего дня проводится довольно-таки разработанная классификация социального хаоса. Наряду с хаосом динамическим и конгломеративным, познаваемым и непознанным, индетерминированным и детерминированным и т. д. ныне рассматриваются хаос порядка и порядок хаоса, хаос с возрастанием энторопии и поглощением социальной информации, человеческой активности и массы людей (это - соответствующий аналог информации, энергии и вещества из природы в социальную проекцию). Особое внимание привлекает хаос, в котором энтропия выполняет организующую функцию и ведет к росту негэнтропии при образовании и развитии ноосферы, культуры и ноократии
2.
       Изменение и саморазвитие социальных процессов, как взаимообусловленного воздействия производства, общения и мышления, в классической ( диалектической) форме философского познания рассмотрено в “Структуре общения”3. Тогда мое исследовательское сознание уже было на сносях синергетической парадигмой, синергетическим мировоззрением4. Однако и сегодня при исследовании социальной самоорганизации не целесообразно упускать из виду замеченный ещё в глубокой древности феномен – все происходящее в мире представляет в сути соединение и разъединение чего - либо. При этом общего, хотя и не локального, приоритета одного над другим быть не может. Социальным выражением процессов соединения и разъединения выступают формы человеческого общения – разделение (обычно говорят, труда) и кооперация людей в деятельности. В разделении – кооперации нельзя рассматривать одно без - и - вне другого. Диалектика этих и любых других противоположных моментов остается в силе и в современном анализе, что относится и к рассмотрению переходов: “-хаос - порядок – хаос – порядок-”.
       Обычно же в синергетическом подходе к реальной социальной самоорганизации делается исследовательский акцент, придается повышенная значимость одним моментам в ущерб противоположным, но двуединым с ними другим моментам. К примеру, в социальной синергетике приоритет отводится все же порядку над хаосом, фракталам над центрами дезорганизации, бифуркациям над воссоединением различных ветвлений в одно целое, открытости над замкнутостью, случайности над необходимостью, диссипативности над ассоциативностью, неравновесности над равновесностью, неустойчивости над устойчивостью, структурности и структуризации над аморфностью и деструктуризацией и так далее. Еще хуже обстоит дело с понятием нелинейности. Она ограничивается линией, только не прямой. Дальше криволинейности в виде волн, циклов, спиралей и некоторых других линий речь не идет. Правда, иногда говорят о вертикальности, горизонтальности, иерархичности, пирамидальности, но не более. “Социально – пространственная” топология социальных систем и процессов значительно сложнее и многомернее. Более того, здесь далеко не все сегодня может быть измерено так, как в природных системах и процессах. С измерением же духовности состояние ещё более плачевное. Возможно, именно многомерность социальных процессов и систем приводит к их кратковременности и необратимости, а потому и к указанным перекосам в концептуально – категориальном аппарате социальной синергетики.
       Вероятнее все же, источник таких искажений другой. Это – широко распространенное противопоставление синергетики диалектике
5. Мне видится обратное - синергетика не только не противопоставима классической диалектике, а наоборот, - сегодняшний уровень синергетики предстает качественно новой, более совершенной формой, ступенью в развитии диалектики. В отличие от многих наших синергетиков даже Джордж Сорос прямо указывает на это. В его, я бы назвал, практической синергетике – “Алхимии финансов” - можно прочесть: “Гегель предложил диалектику идей; Маркс … положил начало диалектическому материализму; сейчас существует новая диалектика, которая соединяет мышление участников с событиями, в которых они участвуют. Новая диалектика открыто провозглашает себя недетерминистской. Поскольку форма общества не может быть научно определена, участникам должна быть предоставлена возможность самим определять форму своей организации”6.
       Самоорганизация социальных процессов предопределяется кооперативным действием производства, общения и мышления людей. В кооперативном влиянии на самоорганизацию все компоненты постоянно изменяют друг друга в этом влиянии. Однако эта общая сентенция не исключает, что определяющим моментом здесь выступает все же не производство и мышление (хотя их и нельзя отрывать от общения, ибо они взаимообусловлены, триедины и образуют целостность), а общение. Причем не абстрактное общение, понятие которого в зарубежной научной литературе сужается до коммуникации, а общение живое, в его конкретных формах. Наиболее действенными формами такого общения выступают разделение – кооперация людей в деятельности7. Именно разделение – кооперация, как формы общения, играют главенствующую, аттракторную роль в самоорганизации конкретных социальных процессов. Действительно, разделение – кооперация ведут к двум качественно новым образованиям в социальном хаосе. Во–первых, - к оформлению действий людей: упорядочению, систематизации, структуризации различных взаимно дополняющихся и усиливающихся, концентрирующихся и объединяющихся актов, т. е. к организации деятельности, к организации как процессу. Во-вторых, - к оформлению людей в коллектив, в сообщность, т. е. к организации как общности людей. Единство этих двух моментов, двух оформлений деятельностей и людей приводит к образованию и функционированию организации. Разделение приводит к тому, что люди выполняют определенные функции в организации и занимают соответствующее этим функциям положение среди других членов организации. Кооперация же приводит к взаимосвязи различных функций и функциональному единению различных действий людей, различных их ролей. Тем самым кооперация интегрирует различные положения людей в организации в целостность, объединяющую людей в коллектив.
       В самоорганизации все участвующие компоненты когерируют. Формирующиеся результаты изменяют источники воздействия, а они, измененные, по – другому влияют на формирование, его итоги, друг на друга и на самих себя. Происходят естественные флуктуации. Если, к примеру, одни из них вызываются разделением, то такие отклонения с позиции разделения – явления необходимые. Однако с позиции кооперации те же самые отклонения случайны, хотя на них кооперации необходимо приходится реагировать. Получаются новые флуктуации, необходимые с позиции кооперации, но случайные с позиции разделения. Любые флуктуации в социальной самоорганизации необходимы в зависимости от того, чем они вызываются, и случайны в зависимости от того, что они вызывают.
       Флуктуации разделения–кооперации в самоорганизации выступают, по-видимому, основным моментом, фактором в становлении, функционировании, развитии и неминуемой гибели (или в переходе к иному социальному порождению) любой организации. Именно эти флуктуации порождают фракталы, аттракторы и другие синергетические феномены в социальных процессах. Будь это явления “условий” и (или) “условностей” (традиций, обычаев, ритуалов и т.п.); “действий” и (или) “целей”, “статуса” и (или) “функций” организации и ее членов; “формальных” и (или) “неформальных” структур, “среды” и (или) “внутренней самости” действующего социального образования и его частей вплоть до отдельных индивидов и многих других компонентов реальной человеческой организации
.
       Эскиз такого механизма характерен для организации систем не только социальных, но и производственных, политических, культурных, экологических, духовных и т.д. Однако этот эскиз слишком бедно, блекло отражает палитру действительности. Ибо здесь речь идет о флуктуациях только процесса общения, да и то лишь двух его форм (разделения – кооперации). В реальности общение людей не может быть без их мышления и производственной (созидательной или разрушительной) активности. Каждый из трех процессов (общение, производство, мышление) обладает своими особенностями самоорганизации. Более того, для каждого процесса все они вместе выступают одновременно внутренним условием и внешней средой человеческой самоорганизации. Случайные флуктуации в мышлении, например, могут вызвать изменение в процессах общения и производства. Такие трансформации обычно когерируют и влияют на исходную флуктуацию и могут даже порождать в объединенном действии другие изменения в принципе во всей жизнедеятельности людей.
       Такой механизм чрезвычайно сложен для познания, ибо все флуктуации, порождающие фракталы, аттракторы, ветвления, диссипативные и ассоциативные структуры заранее предусмотреть нельзя. Синергетический подход в этом случае пока только приоткрывает завесу реального механизма социальной самоорганизации. Сегодня настоятельно выступает потребность в доказательном показе возможностей и эффективности синергетического познания перед другими методологиями и исследовательскими инструментариями на живых социальных примерах как негативного, так и позитивного характера.

        Литература

  1. Умов Н.А. Эволюция живого и задача пролетариата мысли и воли. М., 1906, С.10.
  2. Бакиров А. Наука – высшая форма проявления информации и главный фактор преобразования ноосферы в ноократию //Известия НАН КР, 1999, №2, С.65-68.
  3. Тишин А.И. Структура общения. Бишкек, 1995, С.176.
  4. Тишин А.И. Синергетические социальные процессы и ленинская концепция диалектики //Теоретическое наследие Ленина и преподавание общественных наук. Фрунзе, 1990, С.166-167; Алиева К., Тишин А., Иманакунов Б. Термодинамика и формирование синергетической парадигмы современного мировоззрения // Известия НАН КР, 1999, № 3-4, С. 87-90.
  5. Венгеров А. Синергетика и политика //Общественные науки и современность, 1993, №4; Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб., 1999.
  6. Сорос Дж. Алхимия финансов. М., 1999, С.414.
  7. Тишин А.И. Кооперация и разделение труда как формы общения //Вестник Кыргызской Академии кооперации. 1998, №1, (приложение к журналу “Наука и новые технологии”), С.35-38.

 

 

Сайт создан в системе uCoz