0 252643 0 270151 Послание архиереев заключенных в соловецких лагерях - 1927 г.

Послание архиереев, закл

юченных в Соловецкий лагерь 

27 сентября 1927 г.

ustify; margin: 0.8em 0pt; padding: 0pt">1. 1. Мы одобряем самый факт обращения высшего церковного учреждения к правительству  с заверением о лояльности церкви в отношении советской власти во всем, что касается гражданского законодательства и управления. 

Подобные заверения, неоднократно высказанные церковью в лице почившего патриарха Тихона, не рассеяли подозрительного к ней отношения правительства, поэтому повторение таких заверений нам представляется целесообразным. 

2. Мы вполне искренно принимаем чисто политическую часть послания, а именно: 

а) Мы полагаем, что клир и прочие церковные деятели обязаны подчиняться всем законам и правительственным распоряжениям, касающимся гражданского благоустройства государства. 

б) Мы полагаем, что тем более они не должны принимать никакого - ни прямого, ни тайного, ни явного - участия в заговорах и организациях, имеющих целью ниспровержение существующего порядка и формы правления. 

в) Мы считаем совершенно недопустимым обращение церкви к иноземным правительствам с целью подвигнуть их к вооруженному вмешательству во внутренние дела Союза для политического переворота в нашей стране. 

г) Вполне искренно принимая закон, устраняющий служителей культа от политической деятельности, мы полагаем, что священнослужитель как в своей открытой церковно - общественной деятельности, так и в интимной области пастырского воздействия на совесть верующих не должен ни одобрять, ни порицать действий правительства. 

3. Но мы не можем принять и одобрить послание в его целом по следующим соображениям: 

а) В абзаце 7-м мысль о подчинении церкви гражданским установлениям выражена в такой категорической и безоговорочной форме, которая легко может быть понята в смысле полного сплетения церкви и государства. Церковь не может взять на себя перед государством, какова бы ни была в нем форма правления, обязательства считать "все радости и успехи государства своими успехами, а все неудачи своими неудачами", т.к. всякое правительство может принять решения безрассудные, несправедливые или жестокие, которым церковь бывает вынуждена подчиняться, но не может им радоваться и одобрять их. 

В программу же настоящего правительства входит искоренение религии и для осуществления этой задачи им издан ряд законов. Успехи государства в этом направлении церковь не может признать своим успехом. 

б) Послание приносит правительству "всенародную благодарность за внимание к духовным нуждам православного населения". Такого рода выражение благодарности в устах главы русской православной церкви не может быть искренним и потому не отвечает достоинству церкви и возбуждает справедливое негодование в душе верующих людей, ибо до сих пор отношение правительства к духовным нуждам православного населения выражалось лишь во всевозможных стеснениях религиозного духа и его проявлений: в осквернении и разрушении храмов, в закрытии монастырей, в отобрании св. мощей, в запрещении преподавания детям закона божия, в изъятии из общественных библиотек религиозной литературы, в ограничении прав служителей церкви и, как мало правительство проявило внимания к религиозным потребностям в настоящее время в самом обещании легализовать церковные учреждения, лучше всего показывает оскорбительная для чувства верующих статья официального правительственного органа "Известия ВЦИК..."

в) Послание патриархии без всяких оговорок принимает официальную версию и всю вину в прискорбных столкновениях между церковью и государством возлагает на церковь, на контрреволюционное настроение клира, проявляющееся в словах и делах, хотя последнее время "не было ни одного судебного процесса, на котором публично и гласно были бы доказаны политические преступления служителей церкви, а многочисленные епископы и священники лишь в административном порядке томятся в тюрьмах, ссылке и на принудительных работах за свою чисто церковную деятельность (борьбу с обновленчеством) или по причинам, часто неизвестным самим пострадавшим. Настоящей же причиной борьбы, тягостной для церкви и для самого государства, служит задача искоренения религии, которую ставит для себя настоящее правительство. Именно это принципиальное отрицательное отношение правительства к религии заставляет государство с подозрением смотреть на церковь и независимо от ее политических выступлений, а церкви не позволяет принять законов, направленных к ее разрушению. 

г) Послание угрожает исключением из клира московской патриархии священнослужителям, ушедшим с эмигрантами, за их политическую деятельность, т.е. налагает церковное наказание за политические выступления, что противоречит постановлению Всероссийского Собора 1917-1918 гг. от 3/16 августа 1918 года, разъяснившему всю каноническую недопустимость подобных кар и реабилитировавшему всех лиц, лишенных сана за политические преступления в прошлом (Арсений Мациевич, священник Григорий Петров).

4. Наконец, мы находим послание патриаршего синода неполным, недоговоренным, а потому недостаточным. Закон об отделении церкви от государства двусторонен: устраняя церковь от вмешательства в политическую жизнь страны, он гарантирует ей невмешательство правительства в ее внутреннюю жизнь и в религиозную деятельность ее учреждений. Между тем закон этот постоянно нарушается органами политического наблюдения. Высшая- церковная власть, ручаясь за лояльность церкви в отношении к государству, открыто должна будет заявить правительству, что церковь не может мириться с вмешательством в область чисто церковных отношений государства, враждебного религии. 

Отечественная история. 1992. N 6. С.134-136.

Даты: 1927, сентябрь
Источник: История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / Сост. В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Главацкого. Екатеринбург, 1993
Опубликовано в INTERNET: 2001, июнь


История России Историки России История Урала История Оренбуржья Курс лекций Планы практических занятий Тесты Художественная литература Советы и рекомендации Учебные вопросы Литературные задачи Биографические задачи Проблемные задания Библиотеки Документы Хронология Исторический календарь  Архив Ссылки Карта проекта Автор Обновления Титульная страница

Rambler's Top100 Союз образовательных сайтов

© Заметки на полях. УМК. 1999 - 2008
0 206958 0 270138 Грамота на права и выгоды городам Российской империи. 21 апреля 1785

Грамота на права и выгоды городам Российской Империи

 21 апреля 1785 г.

   Божиею поспешествующею милостию мы, Екатерина Вторая, императрица и самодержица Всероссийская, Московская, Киевская, Владимирская, Новгородская, царица Казанская, царица Астраханская, царица Сибирская, царица Херсониса-Тавриче

скаго, Государыня Псковская и великая княгиня Смоленская, княгиня Эстляндская, Лифляндская, Корельская, Тверская, Югорская, Пермская, Вятская, Болгарская и иных, государыня и великая княгиня Новагорода, Низовския земли, Черниговская, Рязанская, Полоцкая, Ростовская, Ярославская, Белоозерская, Удорская, Обдорская, Кондийская, Витепская, Мстиславская и всея северныя страны повелительница и государыня Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкаских и Горских князей, и иных наследная государыня и обладательница.
  С самаго перваго основания общежительств познали все народы пользы и выгоды, от устроения городов проистекающия, не токмо для граждан тех городов, но и для окрестных обитателей. Начиная от древности, мраком покрытой, встречаем мы повсюду память градоздателей, возносимую наравне с памятию законодателей, и видим, что герои, победами прославившиеся, тщились градозданием дать безсмертие именам своим.
  Мы и тут не имеем нужды искать примеров чуждых, но, заимствуя оные из собственных деяний отечества нашего, находим, что предки российские славяне, от славных подвигов и самое название свое получившие, где только посягала победоносная рука их, оставляли следы свои созиданием градов, именами славянскаго языка украшенных, до ныне сие соблюдших, и насаждением в оных торговли, до самых отдаленных краев тогда известных разпространенной. Всероссийские самодержцы от самых древних лет с разширением пределов владычества их и с умножением народным умножали и число городов, дая в них безопасное пристанище торгу и рукоделиям. Обширность государства, обилие произрастений не токмо на поверхностях земли, но и в недрах ея сокровенных, удобства сообщения сухопутнаго или водоходнаго, рачения и предпреимчивость лленороссийскаго народа не могли не иметь добрых успехов. Полезным таковым установлением предков наших мы тщилися подражать по мере размножения народа и возвращения богатства его, как то свидетельствуют города, в двадцатитрехлетнее царствование наше, числом двести шестьнадцать, воздвигнутые повсюду, где того требовали или местныя выгоды, или стечение окрестных жителей. Не оставили мы как их, так и те, кои предками нашими сооружены были, снабдить надлежащим управлением, освободить рукоделия, промыслы и торговлю от принуждений и притеснений и преподать им различные полезные способы и ободрения. С помощию Божиею в толь краткое время добрые плоды намерений и трудов наших, да и несомненно уповаем, что верноподданные наши, граждане городов наших, похвальным радением, доброю верою в торговле, промыслах и ремеслах и поведением, соответствующим благому нашему об них попечению будут пособствовать возвышению мест ими населяемых в цветущем состоянии, и тем вяще заслужат нашу императорскую к себе милость и благоволение, в залог коих восхотели мы данныя от нас городам, их обществам и членам сих обществ выгоды и преимущества подтвердить нашею жалованною грамотою, узаконяя в следствие того на веки непоколебимо следующия статьи.
А.
Городовое положение
1.
О устроении по утвержденному городовому плану.
Город строить по утвержденному плану за подписанием руки императорского величества.
2.
Городу правильно принадлежащее.
Городу подтверждаются правильно принадлежащия по межевой инструкции или инако законно земли, сады, поля, пастбы, луга, реки, рыбныя ловли, леса, рощи, кустарники, пустыя места, мельницы водяныя или ветряныя; все оныя вообще и каждое порознь ненарушимо иметь и оным пользоваться мирно и вечно на основании законов как внутри города, так и вне онаго.
3.
Городовые выгоны не застраивать, вторично выгонов не отводить и не покупать.
Запрещается городовые выгоны застраивать; буде же город городовые выгоны застроит или инако в невыгоны обратит, то городу вторично выгонов не отводить и городу выгонов не покупать; но да наймет по нужде или удобности.
4.
Об охранении каждому в городе правильно надлежащаго.
В городе живущим сохраняется и охраняется собственность и владение, что кому по справедливости и законно принадлежит как движимое, так и недвижимое.
5.
О присяге подданической.
В городе поселившиеся обязаны присягою пред всемогущим богом в сохранении ненарушимо подданической верности к особе императорского величества.
6.
О росписке вместо присяги по мещанству.
Кто поселится в городе, тот имеет учинить росписку вместо присяги, что право гражданское принимает и обязуется по мещанству нести тягости.
7.
О неналожении новых податей служб или тягостей на город без подписания руки императорскаго величества.
Власть имеющия места или лица да не налагают на город новых податей, или служб, или тягостей; и буде от города кто-либо требовать будет в противность узаконению или что городу трудно или тягостно, то городовый магистрат в том имеет жалобу приносить губернскому магистрату, равномерно доносить и Сенату, которому не налагать податей, или служб, или тягостей без подписания руки императорскаго величества.
8.
О недостатках нужнаго городовому магистрату куда представлять.
Городовый магистрат, по усмотрению внутри города каких нужд или недостатков, имеет о том представить губернскому магистрату и губернскому правлению заблаговременно, которое, то обстоятельство разсмотря, буде губернатор сам не властен, в силу его наказа представит, где надлежит.
9.
О городовой книге, в коей городовые дома и проч. вписаны.
Городовому магистрату иметь книгу с описанием домов, строений, мест и земель городских под нумерами, дабы желающие дать в заем деньги на заклад дома или же кто дом, строение, место или землю купить или нанять хочет, с тою книгою справясь, давать деньги мог с надежностию.
10.
Мещанским промыслом промышляющий повинен нести мещанския подати, службы и тягости.
Мещанския подати, службы и тягости как личныя, так и вещественныя всяк в городе мещанским торгом, ремеслом или промыслом промышляющий, повинен нести наравне с мещанством, разве особою статею освобожден от оных.
11.
Кому мещанским промыслом не промышлять.
Кто в городе в мещанство не записан, мещанским промыслом да не промышляет под опасением, что за то в законе написано.
12.
Иногородным мещанским торгом и промыслом, пользующимся нести мещанские тягости, службы и подати.
Иногородные, в городе для жительства поселившиеся, торг и промысел имеющие и пользующиеся мещанскою городовою выгодою, судом и разправою по торгу и промыслу состоят под ведомством городоваго магистрата и повиноватися имеют городовым личным и вещественным тягостям, службам и податям.
13.
О дворянах, кои домы, сады, места и землю имеют в городе или предместии.
Дворяне, кои имеют собственные свои домы, или сады, или землю, или места в городе или предместии, хотя сами в них живут или в наем отдают, от мещанских тягостей не освобождаются, но за такие домы или сады, или места, или землю, в городском ведомстве находящиеся, долженствуют нести гражданския тягости равно прочим мещанам. Ради же дворянскаго достоинства, благородные освобождаются от личных податей и служб. Буде же кто из таковых дом, или сад, или место, или землю в городе или предместии захочет продать, да объявит о том в городовом магистрате.
14.
Кому в городе быть свободну от мещанских личных тягостей и податей.
Императорскаго величества в военной или гражданской службе находящиеся люди, кои по должности или же по собственным нуждам в городе находятся или живут, или приходят, или приезжают на время и мещанским промыслом не промышляют, - всем таковым от мещанских тягостей податей и служб быть свободным.
15.
Какие домы в городе свободны суть от постоя.
Дом, в котором живет бургомистр, ратман и городской глава (кроме самых нужнейших случаев), свободны суть от постоя.
16.
Как защищать и подкреплять мещанские промыслы.
Мещанские промыслы да защищаются правосудием и да подкрепляются порядком благочиния.
17.
О народных школах.
Предписывается в городе учредить и иметь школы на точном основании 384 статьи учреждений 7 ноября 1775 года и других изданных о том от императорскаго величества установлений.
18.
О постройке водяных и ветренных мельниц.
Городу не дозволяется, где удобно, на городских землях завести, построить и содержать мучныя, или пильныя, или иныя водяныя, или ветряныя мельницы.
19.
О корчмах и прочем на городской земле.
На городской земле по дорогам дозволяется городу построить и содержать и в наем отдать харчевни, корчмы, или герберги, или трактиры.
20.
О гостином дворе и лавках по домам.
Мещанам отдается на волю в городе иметь или строить, или чинить для хранения или продажи товаров гостиной двор или же иметь по домам лавки и анбары для продажи и поклажи товаров.
21.
О клейменых весах и мерах.
В городе иметь клейменыя весы и меры и с оными поступать по установлениям.
22.
О браковании товаров.
Городу дозволяется установить, для подкрепления в торгу доверия, товарам брак и в том поступать по установлениям.
23.
О возке товаров по всякому пути.
Городовым мещанам иметь и пользоваться кораблеплаванием в привозе и отвозе товаров сухим и водяным путем, где, куда и как удобно.
24.
Уездные жители имеют безпрепятственный привоз в город и вывоз из онаго.
Уездным жителям да будет свободно и безопасно свои произрастения, рукоделия и товары в город возить и потребное для них из города вывозить безпрепятственно; и с уездных жителей при привозе произрастений, рукоделия и товаров в город или вывозе потребнаго для них из города не требовать явления или записания пашпорта в здоровое время.
25.
О еженедельных торговых днях в городе.
В городе назначить еженедельные торговые дни и часы во дне; и для того назначить в городе место, куда, и время, когда привозить, продавать и покупать удобно, что кому потребно, и на том месте городовой магистрат велит поднять разпущеное знамя, и в те часы, пока знамя поднято, запрещается п^Mq.$y\w$H4]PWs89__D̩w[0i3ӢO,Q`1p_J׾']$9E\rsMWs[0I@ yt6&?ksu>{b{0 (@QEQESRӭuK'eC_?xE~$\闻紅;Ik^ \{7a5q4 aσ]޵Bm܊wZ]K.7{u >'xO d@%#?/<{Q}ui. zu;t)>B¥}n{*MKo >+ULjg-im`$wY+?3|8S㍺I;iOA_"4A /#$u *E5۱iex\ڕ-Jd%^_wChh+dP:ʐAK}'3˝JwXߌ~#\Э{{fEwd8I_AU~yEv݁^:V=e2p;56Kpmi.e$lg5?HP%DXvuXW|UxU۔{;JL{WU%J:zmAygok%),2 285V"%͚ܥ,^a?*N:ת &/mj]EoU^(ɥ6>xOHm==zW|1K,PEmiovTP:׌|S BDzפ|Rvw<3RJڻMx3wvv+Z@,d95|:ujo%(P6[׈|6.tr$T@@M{kMdwcqN;yFvB(kYaYJ#_7xS)mky=su&';ٌ"U+: :ʹ<Ŀ98Jkkj~xkPr S Dž~}xk|qmZx\K+/sXw:WziZTw+"fI8c|;[FrIo\Տx6q'7OQƥ[^HbnM>)_\}D[頚S3\[SD%Ve)Gֺ2}GRolR~Y_'+E [H A$UWʐ }(+?|?'kxmI9<gXč2!c/^ #5Gl\JsA|>f} +e{PKuqjڏUšw2Ir.Wɒv,Ty>|ӥ]^]U3rޘs?!Ac'4a;<VIa ј}k~ ZNM䎧ֹZnw}9*?xnH4EΫt@2x\ d{mw^ml-amv2Cm\ןԮa{UA68X<-~)k'$EָQ,^+O P=o]VK@K?#C`&kUGSq|Wh^+giYP3Hǩ$א[#^܋=Ȥ’/e ?Wk`z|mi71hNOH5?G \uC97_jmwo?TZlXma }u[2yV7$}+c7K[GmY7$U/I'-eb؁^x%1 kh%~Ě|h8Q.9][v־ д5-$eH3699<חq]Ub8e# Ӌ*qZ¾ivW~'ՠX;Dчkӛ>4ӵ&5G#x :לWa?tր֧|fOT*2/6kԼWǡx],t\;nb2xF۹1y0xK纹l6/gv0`t QCV;-3lK 'Fq'>K㍭xNSu:*9 |ot?ZJ}\ܰ|v[ݕw/RQ wˁ^\;]KܖQE ( ( ( ( ( JZJlj*i?շ)POŧZ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( ( (egRܬ#T`}+s?M3q[^,Ҷz,]36L`}jͶafቱiXw-;mFlg5j/̸+)$xs+^T>9ܒΫ' B.גkeЭK?qDlk֪&q!m>ݺF 4-'c]x.;xa]8+mMmco0]3>(M}$nf0 8L=.M(a[3hSvQE($p(eX`ހ3iG'b5}?WЭ~w@ʬ )ۃڼg>kr34 dkmt6S-k`P}@4#QO{Z\J:<̊=й<[ /.#Ѵed؀ɫ |M!&o5Ʋ{3hЛbL;zc6Nb1XCm9+{1;c:Pu_5$\.Lk/t n17ȯ\bh%CxwEE3Gn-^J'5:fP[Ǯ{u =7Lkۈd5~ʻx󝲠ay~6o5FV 8"Kx]d2+5|5]"Ԉ+Fcb55UQ)х!x/{r;ktj\ VSAD(OPFA-14%sCiƟFyo-g`JW=Fki2HjSrS?kDH*(UNE.X[(;`ztcax=&_j΢o1渏Z}[FK[IeVS$`s^$K$jѷ купцов и мещан губернскаго города чрез всякие три года по балам и представляются правителю или губернатору; и буде за ними нет явнаго порока, то губернатор дозволяет им заседание.
33.
О выборе мещанством заседателей в суды из мещан, на месте живущих.
Заседатели и суды выбираются мещанством из мещан, на месте живущих, или из тех, кои в городовой обывательской книге того города написаны суть, но неотлучны по торгу и промыслу бывают.
34.
О заседании двум ратманам в управе благочиния.
По силе 2-й статьи Устава благочиния или полицейскаго, в управе благочиния с городничим и приставами уголовных и гражданских дел заседают два ратмана городовые.
35.
О дозволении представить к балотированию кандидатов.
Буде выбор всего мещанства по балам продолжителен и неудобен окажется, тогда дозволяется обществу градскому каждой городовой части собираться и представить кандидатов, из коих балотировать.
36.
О представлении общественных нужд и польз.
Обществу градскому дозволяется представить губернатору о своих общественных нуждах и пользах.
37.
Запрещение о делании положении в противность законам и требований в нарушение узаконений.
Обществу градскому запрещается делать положении, противныя законам, или требовании в нарушение узаконений, под опасением за перьвой случай (то есть за положении, противныя законам) сверьх уничтожения положений, противных законам, наложения и взыскания с общества пени двести рублей; а за второй случай (то есть за требовании в нарушение узаконений) уничтожения недельных требований, что поручается бдени