На главную страницу

Техника молодежи, 1993, 1

Петр АЛЕКСАНДРОВ,

инженер

От порядка к хаосу. И обратно.

Листья1

 

Смена времен года, суточное вращение Земли, размеренное тиканье часов воплощают идею порядка, регулярности, равновесия, устойчивости. Другое дело — метание шарика в рулетке, броуновское движение частиц, турбулентные вихри в атмосфере или потоке жидкости, огибающем препятствие. А еще нашествия саранчи, сезоны “комариного засилья”, годы “мышиной напасти”. Все это непредсказуемо, случайно, нарушает привычно-размеренный ход вещей.

Порядок и хаос... Они не отделены друг от друга непреодолимой пропастью, более того, при определенных условиях могут переходить один в другой. Можно, например, “перемолоть” геометрическую фигуру, сокращая ее в определенном масштабе и пристраивая эти уменьшенные копии к ней самой. В результате получится неупорядоченное образование — фрактал (см. статью Б.Понкратова “В хаосе есть система”, “ТМ” № 10 за 1992 год).

Иногда решение вопроса, к какой из двух противоположностей отнести явление, зависит от уровня, на котором его изучают. Если наблюдать движения единичных насекомых в лесу или поле, картину следует считать хаотической. Но если мы интересуемся динамикой числа тех же насекомых на единице поверхности (то есть их плотностью), то получим вполне регулярную форму изменения — волну. Точно так же внезапные и непредсказуемые броски глаза при рассматривании изображения способны генерировать циклические, строго упорядоченные сигналы в зрительных нервах (см. статью В.Орлова “Математика зрения”, “ТМ” № 12 за 1992 г.).

Эти статьи дают представление о взаимодействиях между двумя ипостасями природы. Но мы решили посвятить прежней теме еще одну публикацию с тем, чтобы показать особый взгляд на нее людей искусства, психологов.

Дым Снимок струйки дыма, поднимающейся от лежащей в пепельнице папиросы, нарочито прозаичен. И все же его хочется внимательно рассматривать, изучая, как ламинарные струи переходят в турбулентные вихри, причем строго на определенной высоте. Тут все дело в передаче нюансов. И визуальная информация лучше всякого описания передает особенности переходов от регулярного течения газа или жидкости к нерегулярному.
А в композиции “Гонимые ветром”, напротив, использован прием контраста. На левой стороне рисунка (см. ниже) два кленовых листа летят по криволинейным, но примерно одинаковым плавным траекториям. Предоставив нам возможность детально проследить этот полет, автор композиции внезапно прерывает его, не оставляя на правой стороне и следа от прежней идиллии. Теперь листья, каждый сам по себе, выписывают замысловатые и непохожие друг на друга фигуры Сердце

 

квадраты

Стул1

 

Квадрат — один из самых узнаваемых упорядоченных геометрических объектов. Но если изобразить его прерывистыми линиями, да еще на фоне из чередующихся белых, серых и черных кружочков, то стороны квадрата покажутся сильно смещенными и принадлежащими какой-то фигуре с неопределенно-зыбкими очертаниями. Обратный же переход от хаоса к порядку психологи нередко демонстрируют с помощью классического опыта. Набор хаотически разбросанных в пространстве линейных элементов при взгляде с определенной точки дает конфигурацию стула.

Стул2

 

 

листья2

Дама с зонтиком  

Вообще, наша способность наблюдать кажущуюся действительность из формирующихся на сетчатке изображений — это настоящее чудо зрительного восприятия. То, что мы способны созерцать, далеко выходит за пределы собственно оптической способности глаз и реализуется благодаря конструктивному вмешательству мозга. Этим обстоятельством пользуются современные дизайнеры, организуя всевозможные визуальные трюки и пространственные инверсии. Для примера обратимся к композициям японского дизайнера Ш.Фукуда.

 

Пополняя коллекцию для теневого “Театра вещей”, он получил изображение женщины с зонтиком. Но как? Спроецировав на экран груду трехмерных объектов... Понятно, три измерения нельзя втиснуть в плоскость, не утратив при этом львиной доли информации. Причудливый набор проекций приводит к тому, что мозг формирует свой, понятный ему образ.

Другая работа Фукуды — элемент выставочного оформления. Белые шарики, довольно беспорядочно разбросанные по объемно-линейчатой конструкции, при взгляде с определенной точки зрения собираются в узнаваемую картинку, и мы видим сердечко, пронзенное стрелой. Тот же прием дизайнер использовал в еще более впечатляющем визуальном трюке, которому дал название “Деструкция рояля”. Перед зеркалом - хаотическое . нагромождение черных плоскостей. На долю зрителя оставлено отыскание места, притом единственного, когда отраженное в зеркале предстанет в виде рояля!

Построение такого рода инверсий - вовсе не причуда художника. Информацию определенного типа (в частности, о хаосе) можно сообщить легче и яснее в картинках, нежели в определениях и объяснениях. Искусство визуализации абстрактных понятий помогает нам сформировать образное или интуитивное представление о них, помогает ориентироваться в сложном мире современного знания.

 

 

Рояль!!!

 

 



Сайт создан в системе uCoz