главная страница

К ВОПРОСУ О СОЗНАТЕЛЬНОМ КОНСТРУИРОВАНИИ
ВСЕЛЕННОЙ

 

Эрлен Вакк,
кандидат химических наук,

автор книги "Космогоны",
посвященной проблемам человеческого разума во вселенной.
Россия, Москва, 04.04.99.

Ответ  Джею Ричардсу, автору статьи ."Теория сознательного конструирования: в чем ее важность".    (05.03.99)

Уважаемый господин Ричарде, я внимательно прочитал Вашу статью и хочу в качестве оппонента привести несколько соображений, которые если не разубедят Вас, то, по крайней мере, покажут, что на самом деле принцип сознательного конструирования действительно заложен в Природе, но движущей силой этого конструирования является не Провидение, а эволюция самой Вселенной, ее "сознательное конструирование".

Основу моих рассуждений составляют следующие фундаментальные представления естествознания конца XX века: антропный принцип эволюции вселенной, противоречие двух термодинамик в объяснении феномена жизни и сознания, информативный (кибернетический) принцип адаптации материи к условиям среды, "случайный" феномен человека.

Но вначале одна небесполезная аналогия: Периодическая система элементов Менделеева была основана на различиях свойств элементов, проявляющихся в их макрохимических взаимодействиях не только в тонких лабораторных экспериментах, но и в современных промышленных масштабах производства минеральных удобрений, лекарственных препаратов, металлургии, лакокрасочной промышленности, в производстве ракетных топлив, выделении радиоактивных изотопов и т.д. Самое интересное состоит в том, что спустя десятилетия на основе успехов экспериментальной и теоретической физики был расшифрован низший уровень определяющий различие свойств элементов, а именно строение электронных орбит элементов. Именно наличие сил электромагнетизма и обуславливает бесконечное множество химических взаимодействий. Но сам феномен электромагнетизма находит объяснение в казалось бы несущественном различии масс протона и нейтрона. Действительно! Для того, чтобы мог существовать хотя бы один единственный простейший атом водорода, необходимо, чтобы масса электрона, какой бы бесконечно малой она не казалась, должна быть больше разности масс протона и нейтрона, в противном случае протону, составляющему ядро атома водоро -да, было бы энергетически выгодно захватить свой единственный электрон, превратившись в нейтрон и испустив при этом антинейтрино. А это значит, что не существовала бы одна из четырех фундаментальных сил вселенной - электромагнетизм. Весь необъятный космос был бы заполнен разреженным нейтронным газом и никаких звезд, планет, форм абиотической и биотической жизни не существовало бы вообще. Само слово Вселенная потеряло бы физический смысл.

Вот и дарвиновская эволюция, начинаясь со сравнительной классификации видов и накопления наследственных признаков, к исходу двадцатого века, благодаря объединенным усилиям биологов, генетиков и физиков, обрела, наконец, свой низший уровень эволюции: теорию гиперциклов, сложнейшую биологическую науку, основанную на применении киберне -тических представлений в реализации генетических последоваательностей и возникновении мутаций, которые, накапливаясь, приводят к макроразличиям видов.

Но ведь в основе реализации гиперциклов лежит все та же органическая химия и механизмы взаимодействий также нисходят к теории электронных орбит и феномену электромагнетизма.

Эти аналогии я вынужден был привести для обоснования одной простой мысли: если уж и говорить о "сознательном конструировании" Вселенной, то исходя из самых низших уровней, т.е. с обсуждения констант и фундаментальных сил Вселенной, предопределивших многообразие ее объектов, ее размеры, ее динамику развития и сроки ее жизни. Эти же, сведенные до минимума, параметры предопределили и эволюцию абиотической и биотической жизни после образованпия планет. Антропный принцип эволюции Вселенной венчает в конце XX века эпоху бури и натиска в астрономии, астрофизике и исследовании строения материи на глубину до 10 в минус семнадцатой степени см при энергиях порядка 100 000 ГэВ.

Фундаментальные силы и константы Вселенной

Когда-то Альберт Эйнштейн писал Максу Борну: "Ты веришь в играющего в кости Бога, а я - в полную закономерность в мире объективного сущего..." Парадоксально, но эволюция Вселенной являет пример объединения двух казалось бы несовместимых понятий. Закономерность предполагает реализацию детерминизма в природе, причинную связь всех явлений. Случайность предполагает нарушение принципа детерминизма, появление непредсказуемых во времени и пространстве фактов и событий. Но оказывается, что случайность не более чем низ ший уровень закономерности. Просто мерой закономерности становится вероятность события определяемая статистическими методами. Эйнштейн "укрупняет" образ, он видит результат, Борн рассматривает совокупность феноменов макро и микромира на низшем уровне неупоря доченных флуктуаций любых множеств, будь то элементарные частицы, молекулярные множества, случайные "хлопья" межзвездного газа и пыли, которые через накопление случайных же разрежении и уплотнений приводят к зарождению протозвезд, открывающих путь к вполне детерменированной по фундаментальным законам тяготения эволюции звезд Главной последовательности. Вот Вам один из блистательных примеров "сознательного конструирования" природы, которое Эйнштейн и называл полной закономерностью в мире объективного суще го.

Но все же сколько игральных костей было в руке Господа Бога, когда он создавал Вселенную? Давайте подсчитаем.

1. Континуум пространство - время, здесь четыре координаты.

2. Силы (еще четыре "косточки"):
- электромагнетизм, о нем сказано выше;
- слабое взаимодействие - ответственно за энергетику звезд;
- сильное взаимодействие - определяет устойчивость ядер атомов;
- гравитация - определяет законы всемирного тяготения.

3. Константы (вселенские постоянные) - их всего пять:

- постоянная Планка;
- константа обратная скорости света;
- гравитационная постоянная;
- заряд электрона (единичный точечный отрицательный заряд);
- масса электрона.

Ну что? Посчитали? Прямо скажем - не густо, да еще - чертова дюжина. Так вот с кем Господь Бог играл в кости! Тут, правда, закрадыватся сомнение. Если Господь Бог играл в ко сти до сотворения мира, т.е. до того момента, когда, по мнению крупнейших богословов, не существовали еще ни время, ни прстранство, то, значит, сам он находился в некоем "невремени" и "непространстве". Либо у него есть свое реальное время и свое реальное пространство, находящееся вне Вселенной?! Сделаем заметку на память!..

Энтропия молекулярных множеств и антиэнтропия сознания.

В классической равновесой термодинамике одной из важнейших функций состояния системы молекулярных множеств является энтропия. Освоить физический смысл этой функции состояния нетрудно, если представить себе некое молекулярное множество, например воду, нагретую на несколько десятков градусов выше температуры окружающего воздуха и затем ли шенную подвода тепла извне, например от газовой или электрической плиты. Естественно во да начнет остывать, ее темпертура начнет приближаться к температуре окружающего воздуха до тех пор, пока разность температур не станет равной нулю. В этом случае говорят о том, что энтропия данного молекулярного множества достигла максимума. Эта своеобразная "тепловая смерть" воды в чайнике была в идеализированном виде перенесена учеными на энергетику ко смоса и вызвала весьма неприятные представления о тепловой смерти Вселенной. Правда современные представления о строении материи и, в частности, о существовании физического вакуума, сняли с повестки дня проблему тепловой смерти мироздания.

Жизнедеятельность клеток, как и любой системы, связанной с потреблением энергии, приводит к накоплению положительной энтропии, броунизации (беспорядочному перемешиванию), выравниванию химических потенциалов. К счастью для нас живой организм неравно весная, но стационарная система. В организме одновременно идут процессы накопления положительной энтропии и процессы, компенсирующие рост энтропии, благодаря обмену веществ, уменьшающих энтропию за счет накопления в клетках организма молекул АТФ (аде-назинтринатрийфосфата). Распадаясь на сложные радикалы, молекулы АТФ транспортируют протоны к атомам кислорода, поступающим в клетки из гемоглобина крови. В них таким образом реализуется механизм топливных элементов. Сам же обмен веществ, необходимый для поддержания стационарного состояния всех физиологических функций организма и всех клеток глии и нейронов, реализуется в сложных схемах гиперциклов - низшего уровня дарвиновской эволюции, как было сказано выше.

В 1943 г. Эрвин Шредингер, один из основателей квантовой механики, находясь в эмиграции в Америке, выпустил небольшую книгу, почти брошюру, совершившую переворот в генетике и термодинамике. Книга эта называется "Жизнь, что это? Глазами физика".

В этой небольшой книге Шредингер выдвинул идею антиэнтропии, положившую начало неравновесной термодинамике. Пример звездообразования из облаков межзвездного газа как раз и иллюстрирует процессы самоорганизации, объясняемые неравновесной термодинамикой, нарушающей принцип второго начала классической термодинамики. Эти представления Шредингера, особенно при объяснении феномена сознания, были развиты российским ученым, профессором, заведующим кафедрой физической химии МГУ Н.И. Кобозевым.

В 1971 г. вышел двухтомник Кобозева под названием "Исследлвание термодинамики процессов информации и человеческого сознания". На самом деле начало этих исследований Кобозева относятся к 1948 г. Поздняя публикация исследований свидетельство, как и у Дарвина сомнений в правоте своих выводов. Кроме того в те годы в СССР правящей партией была объявлена война таким направлениям науки как генетика, кибернетика, теория резонанса в химии. Кобозев постулировал существование безэнтропийного (либо с подводом антиэнтропии), не подверженного броунизации мыслительного процесса. По сути дела феномен, или точнее, парадокс сознания состоит в столкновении двух термодинамик - равновесной классической и неравновесной, которую в своих работах и обосновали Шредингер и Кобозев. По Кобозеву мыслительная продукция мозга невозможна на атомно-молекулярном уровне и даже биохимический материал, безусловно недостаточен для мыслящего мозга. Кобозев наста ивает на том, что среди всеобщей энтропийности природы существует единственное беэнтро-пийное вполне упорядоченное явление - логическая продукция мозга и сознания. Это свойство не позволяет считать логическое мышление непосредственной продукцией биохимического высокоэнтропийного материала мозга. Кобозев вслед за Шредингером делает вывод о том, что мозг способен безэнтропийно мыслить только при подводе к нему "отрицательной энтро пии" или антиэнтропии. Гипотетическим материальным носителем антиэнтропии Кобозев считал гипотетический вырожденный газ. Выполнив термодинамический анализ вырожденно го газа на основе статистик Ферми-Дирака и Бозе-Эйнштейна, Кобозев показал, что ни фер-мионы (электроны, протоны, нейтроны), ни бозоны (переносчики взаимодействий) не могут образовать плазму, существующую при температуре человеческого тела и атмосферном да влении. Кобозев пришел к выводу о существовании некой субстанции, состоящей из элементарных частиц, образующих пси-поле. Эти частицы должны обладать такой ничтожной массой и пространственной плотностью, и таким быстродействием, что невольно напрашивается сравнение с физическим вакуумом и поляризованным полем виртуальных частиц, непосредственно связанным с феноменом безэнтропийнго процесса логического мышления. Повторим в заключение:

Процессы мышления характеризуются законом тождества, установленным еще Аристотелем: А=А, который является основой дискурсивного логического мышления. Следовательно (поскольку существует операционная логическая деятельность сознания), необходим фактор, способный компенсировать энтропию молекулярного аппарата мозга. Шредингер и Кобозев назвали ее антиэнтропия.

Антропный принцип эволюции Вселенной.

Грозовой фронт новых идей рождается в перенасыщенной атмосфере научных фактов и и попыток их многосвязной интерпретации:

- от биофизики к астрофизике;
- от теории элементарных частиц к термодинамике полей и частиц, ответственных за протекание психических процессов;
- от нейрофизиологии и нейропсихологии к искусственным моделям человеческого сознания;
- от самоорганизации протогалактических облаков к самоорганизации живой клетки;
- от самоорганизации энтропийноемкой живой клетки к самоорганизации безэнтропий ных процессов сознания;
- от "большого взрыва" к субстанционально сопряженным вселенным;
- от "тепловой смерти" Вселенной к физическому вакууму и распаду протона.

И, наконец, от цивилизации 1-го рода (существующей) к цивилизациям 11-го и 111-го рода - владыкам энергоресурсов нашей звезды - Солнца, а, затем, и Галактики, носителям "искусственного" (в отличие от белково-нуклеотидной формы жизни) интеллекта.

Новым принципом сквозной эволюции мироздания, ее "сознательного" конструирования, становится антропный принцип. Движущей силой антропной Вселенной, как было ска-но выше, является самоорганизация сильно неравновесных систем, в которых за счет флуктуаций может происходить "самоорганизация хаоса", возникают кооперативные эффекты (согласованное, упорядоченное движение больших групп частиц), спонтанное возникновение усложняющихся структур в условиях межзвездной среды. При прохождении ударной волны одной из спиральных ветвей, например, нашей Галактики уплотнившееся облако межзвездного газа дает жизнь протозвезде. В отсутствии ударной волны в самоуплотняющихся облаках межзвездного газа под воздействием космических излучений происходит синтез сложных органических молекул. Как показали астрономические наблюдения последних десятилетий, космические облака газа пыли буквально "нашпигованы" не только молекулярным водородом и парами воды, но и молекулами СО, СН^ и продуктами их взаимодействия.

Кибернетика объяснила устойчивость более сложных образований как адаптацию, приспособление к среде и ее изменениям. Примеры этих приспособлений к условиям среды бесконечны в растительном и животном мире земли.

Сомоорганизация на ранних этапах эволюции Вселенной, начинаясь с Большого взрыва образования первичных кирпичиков материи - преонов, "прародителей кварков", отделения излучения от вещества (когда Вселенной было всего "от роду" 10 в минус 33 степени секунды образования ядер атомов и протооблаков космического газа, последовательно, т.е. строго де-терминированно, прямо таки "по Эйнштейну", проходит весь путь возникновения звездных систем и галактик, в которых вдали от галактического центра (в зонах коротации) могут появиться одинокие звезды типа нашего Солнца, не входящие -в двойные или тройные тесные системы. Масса одинокой звезды, такой как наше Солнце, обеспечивает ее спокойную эволюцию без катастрофических изменений на протяжении десятков миллиардов лет вдали от активных зон звездообразования. А вот эволюция звезд, подобных Солнцу, и окружающей эти звезды космической среды приводит к образованию планет, включая планеты пригодные для развития жизни. Причем совершенно не принципиально, возник ли обмен веществ в соответствии с неким генетическим кодом, появившимся в результате эволюции материи именно на этой планете, или был занесен из бездны космоса случайным метеоритом. Главное состоит в том: достаточны ли на этой планете условия для продолжения эволюции первичных живых клеток. Если да, то незачем и далее продолжать поиск авторов сознательного конструирования жизни. Гораздо более интересным и драматическим мне кажется парадоксальное несоответствие между вершиной адаптации - проявлением психического и утилитарным потребительством, в смысле выживания за счет потребления себе подобных, у "сгустков протоплазмы" по имени человек. Такой чудовищный коктейль нравственно-безнравственного бытия могла "придумать" только слепая природа с ее бессмысленным "сознательным конструированием", либо творец-извращенец, если таковой был на самом деле. Но был ли мальчик? Зачем возводить напраслину на Господа Бога? Его там просто не было.

Возможно он в это время находился в менее мрачной вселенной и был занят созданием чего-то более гармоничного и внутренне менее противоречивого, чем человек с его непомерным эгоцентризмом и самомнением посредственности.

Однако, нравится мне, или не нравится такой ход эволюции (когда к биологическому организму, выживающему за счет потребления белков других организмов, пусть и более примитивных, как бы "привит" человеческий разум) - все же постигающее самое себя человеческое сознание является уникальным созданием нашей Вселенной. Перефразируя классика можно сказать, что та самая протокапля материи, та самая сингулярность, которая примерно 15 миллиардов лет назад "разродилась" Большим взрывом, была изначально "беременна" сознанием.

Сознание же человека эволюционирует в сфере не только потребительских, но и нравственных категорий. Доказательством служит существование двух взаимоисключающих потоков сознания - религиозного и естественно-научного. Религиозные конфессии враждебно относятся к "бездушному атеизму". Ученые обвиняют священнослужителей в мракобесии и отвлечении людей от конкретной деятельности, направленной на улучшение материальной сто роны жизни. И те и другие заблуждаются в том, что только одному из двух потоков сознания дана монополия на души и разум людей. На самом деле они вправе лишь оказывать влияние на свободу выбора и не более того. Один из основателей антропного принципа эволюции Вселенной, автор интереснейшей книги "Революции в астрономии, физике и космологии" Г.М. Идлис, рассуждая о феномене жизни, считает, что в пределе человеческая цивилизация должна стремиться от познания ради жизни, к жизни ради познания. Вот тут, в решении этой глобальной сверхзадачи просвещения желательны любые программы и прогнозы, исходящие из идеи сознательного конструирования будущего земной цивилизации, которая в XX в. с поразительной беспечностью эксплуатирует достижения естественно-научного потока сознания в целях самоуничтожения. Роковым образом разорваны обыденное сознание повседневности, взлелеянное эгоцентризмом homo sapiens, и нравственно-этический поиск самосохранения человеческой цивилизации на Земле и во Вселенной. Еще один парадокс жизни: наделенное разумом человечество менее застраховано от гибели, чем простейшая амеба.

В заключение мне бы еще раз хотелось вернуться к месту обитания Бога (не зря мы выше сделали заметку на память). В самом деле, "Империя человеческого разума", благодаря успе -хам астрономии, астрофизики, исследованию микромира и построения теорий взаимодействия основных четырех фундаментальных сил Вселенной, занимает диапазон от "видимого горизонта Вселенной" на расстоянии 15 миллиардов световых лет (световой год равен 9,46х10 в 12 степени км) до обнаруженных экспериметально бозонов слабого взаимодействия с характерным размером 10 в минус 17 степени см. В наблюдаемой нами только нашей Вселенной, которую мы в отличие от вселенной еще не познанной, обозначаем прописной буквой, космос пронизан такими излучениями, смертельными для земной жизни, и содрогается в таких гравитационных катаклизмах, которые пожирают целые галактики, состоящие из миллиардов звезд, что вряд ли нашу Вселенную можно принять за место обитания Бога. Но если допустить, что он находится за "видимым горизонтом Вселенной", за этой бездонностью зловещих пространств, в которую он бросил нашу солнечную систему, то сигнал от него к нам может идти только со скоростью света. Увы, ничего более быстрого во Вселенной не существует. Таким образом он должен был отправить свое послание свыше тому же Павлу еще за десять миллиардов лет до образования Солнца, которому сейчас не более 4,5-5 миллиардов лет. Абсурдность такой логики настолько очевидна, "переговорный процесс" по длительности коммутации настолько не вписывается в реалии земной жизни, что сознательное конструирование с помощью Провидения в прямом смысле повисает в космосе. А с ним, т.е. с эволюцией нашей космической колыбели, нашей антропной Вселенной мы уже разобрались.

Поскольку надеяться мы можем только на себя, не лучше ли утвердить на планете Земля те нравственные принципы, которые сохранят для грядущих тысячелетий свет человеческо го сознания. Не лучше ли вместо поисков "сознательного конструктора" почаще вспоминать слова Иммануила Канта: "Звездное небо надо мной, нравственный закон во мне".

Москва, апрель-1999 г.

Сайт создан в системе uCoz