Наука и религия, №9, 1998
Вспомним былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Все ли в ней сказка? Или, быть может, за сказочными образами проглядывает некая, пусть волшебная, но реальность?
Не случайно же в народе отличали былины от сказок. Известно высказывание сказительницы М. Д. Кривополеновой: “Жили-были преславные богатыри. То не сказка-побаска, а жизнь бывала”. В отличие от сказок в былинах говорится о временах не столь давних, о героях, живших буквально вчера, с потомками коих можно встретиться и ныне...
Соловей-разбойник. Русский лубок XVIII века
Из того ли города из Мурома, Из того ль села да с Карачарова Выезжал дородный добрый молодец Илья Муромец да свет Иванович. Город Муром и село Карачарово, откуда выехал Илья в стольный Киев-град, и ныне есть на Владимир-щине. Впервые сей город летопись упоминает под 862 годом, однако, без сомнения, его история уходит гораздо дальше в глубь веков. Само название Мурома говорит о том, что изначально в сем городе жили люди, принадлежавшие к одной из ветвей финно-угорской народности, к племени мурома. Мурома наряду с мещерой, мерей, весью и мордвой издревле заселяли сей край. Да и имя богатыря Ильи Муром-ца напоминает имя бога-кователя, демиурга из финно-угорских мифов Ильмаринена. Он же Ильм Тульский из “Книги Коляды”. Богатырь Илья Муромец является очередным воплощением этого древнего бога. Он повторяет его подвиги, в том числе и борьбу с Птицей-демоном у реки, разделяющей Явь и Навь. Исторический богатырь Илья из села Карачарово, судя по церковному преданию (свидетельству монаха Киево-Печерской лавры Кальнофойского), жил в XII веке. Он был современником Владимира Мономаха. После многих подвигов он принял монашество. Его мощи ныне находятся в Киево-Печерской лавре. Православная Церковь отмечает день святого и благоверного Ильи Муромца 1 января. И поныне в Муроме есть семьи, | которые почитают Илью Муромца своим предком, есть среди них и люди, наделенные от природы немалой силой. Однако в народном сознании, в преданиях, Илья Муромец слился со своим великим предком богом-громовержцем Ильмом Тульским, который в древние эпохи вывел роды праславян и прафиннов с Северных островов. Ильм Тульский вместе с богом Солнца Яром, а также с Крышнем пришли на земли Руси и воевали с демонами, с Кривдой, с Лихом Одноглазым, с Черным богом. Они шли к Уралу, перебирались через болота, реки и озера. Именно там, за великой Ра-рекой (Волгой), была их цель: угнанные Черным богом коровы бога Солнца. Там впоследствии поднялся Уральский Кайле-град (Аркаим), древняя священная столица ариев, предшественник Киева и Москвы. За Ра-рекой, или рекой Смородиной, была Навь, Иной Мир. И путь туда преграждали демоны, драконы и чудовищные птицы. Потом, в иные времена, этот путь преодолевали многие боги и богатыри. Чуть не каждый герой ведических преданий рано или поздно отправляется в путь, в волшебный мир. И всегда на границе мира Яви и мира Нави они встречались со стражем Пути, с великой Птицей: Моголом, Ногаем, Гамаю-ном, Сирином или Соловьем. Сия Птица исполняла ту же роль, что и главный страж Врат — бог Велес. В традиции сия Птица являлась священной Птицей Белеса, и сам Велес мог обращаться в Птицу. Тогда понятна вражда Птицы Велеса и Ильма. Противостояние Велеса, стража Нави, и древнего бога грозы: Ильма, Перуна, или Дыя,— являет суть многих песен и | мифов индоарийской традиции. А где располагалось гнездовище сей Птицы Велеса? ГНЕЗДОВИЩЕ СОЛОВЬЯ... В КРЕМЛЕ
Как у той ли у грязи- то у черноей, Да у той березы у покляпыя, Да у той ли речки у Смородины. У того у камня Леванидова Сидит Соловей-разбойник во сыром бору. Соловей-разбойник, Одихмантьев сын. У нас есть все основания считать, что гнездо Соловья-разбойника, Одихмантьева сына, что у реки Смородины, у камня Леванидова, подревней традиции, располагалось в черте современного города Москвы, более того: в древнем бору, что некогда шумел на Боровицком холме, а именно в Кремле. Все совпадает. Москва расположена на болоте (“у грязи черноей”). Есть свидетельство и того, что саму Москву-реку в древности именовали Смородиной. Именно такое ее древнее имя приведено в рукописи “Пантеон Российских государей”, где рассказано о том, что князь Олег Вещий приезжал к реке Смородине, или Самородинке, и основал (или обустроил) город Москву. “Леванидовым камнем” можно считать знаменитый камень Велеса, что находился с древнейших времен на Боровицком холме и почитался москвичами вплоть до середины XIX века (см. статью “Святилище Велеса... в Кремле”, “На- |
18
ука и религия” № 10, 1997). Надо полагать, что “сырой бор”, в коем сидел Соловей-разбойник, и находился тогда на Боровицком холме. В традиции известно, что реку Смородину почитали либо самой Ра-рекой (Волгой), либо ее притоком. И в самом деле в волжских легендах упоминается разбойник Скворец, мордвин, друг и помощник Соловья-разбойника, а также чародей Дятел. Они жили на Дятловых горах, там, где ныне расположен город Нижний Новгород, при впадении Оки в Волгу. Сам же Соловей, очевидно, жил где-то не столь далеко (уж по крайней мере не под Черниговом, и не под Киевом, куда его ныне часто относят). И есть все основания считать, что Соловей-разбойник жил на реке Смородине — Москве, притоке Оки и Волги. Именно это следует из традиции. То, что на Москве-реке, на Боро- Скульптурный портрет Ильи Муромца, восстановленный методом Герасимова по мощам из Киево-Печерской лавры вицком холме, окруженном топями и болотами, жил сей Соловей-разбойник, чародей, обращавшийся в Птицу, то есть владевший чарами бога Велеса, подтверждает и легенда об основании Москвы,изложенная в “Хронографе Дорофея”. Согласно этой легенде, некий великий князь (которого мы отождествили с Моском Свентояричем; см.: “Наука и религия” № 8, 1997) пришел в долину Москвы-реки и “въехал на остров темен и непроходим зело”. Вокруг этого острова было “болото велико и топко”. Посреди же болота была хижина пустынника Букала. И тут князю было видение. Он увидел трехгла | вого дракона “превелика и пречуд-на, троеглава и красна зело”. Сие видение было истолковано так, что на месте сем “созиждется град превелик” и будет столица “царствия треугольного”, и в сем граде “будут жить разных орд люди”. Далее в легенде сказано, что на сем острове (Боровицком холме) поднимутся царские палаты. В сем “троеглавом драконе” нельзя не узнать Велеса, покровителя Боровицкого холма, который мог предстать и в виде Триглава, ибо сам был третьим его ликом. Сам же Велес почитался братом Одинца, сыном бога Бора и внуком бога Бода. Священной Птицей Велеса почитается Соловей. И не потому ли его в былинах называли Одихмантьевым сыном (в память о брате Велеса Одинце), а также Соловьем Будимировичем (в память о деде Боде). Соловей был близким родственником Велеса (одним из его воплощений). Боровицкий холм был в древности и святилищем бога Велеса, и гнездовищем его Птицы Соловья. Приход сюда Ильи Муромца, как и его предшественника Ильма Громовержца, означал распространение власти бога Грома на сию местность. Соловья, Птицу Велеса, сменил Орел, Птица Громовержца. Сходную по смыслу символику имеет и герб Москвы, где изображен Георгий-победоносец, поражающий Змея. Христианский святой Георгий (или Юрий) вытеснил ведического бога Яра (Ярилу), сына Велеса, который также повергает дракона бога Сивы. Можно этот сюжет толковать и как победу одного священного центра Древней Москвы, Боровицкого холма, над соседним — Швивой Горкой, где было святилище бога Сивы (он же ведийский Шива). Недалеко от Кремля есть и Сивцев Вражек, где также располагалось святилище Сивы. Победа Громовержца толковалась в древности и как победа самого Велеса, либо одного из его ликов (сына Ярилы), имеющего и аспекты бога Грозы, над иным его ликом (над Сивой), то есть, в глубинном смысле, над самим собой. В “Ведах” Руси Сварог, Перун и Велес суть три лика Единого Бога, Триглава. (Подобно этому в “Ведах” Индии Тримурти являют боги Брама, Вишну и Шива.) Противоборство богов означает противоборство космических сил Яви и Нави. И в этом вечном противоборстве и есть Правь, Сварожий Закон. Москва и являет собой этот Закон. Она возникла в священной области, на месте древней ведичес-кой мистерии. И потому она столица Руси. А.АСОВ | ВЫШЛА В СВЕТ НОВАЯ КНИГА А.АСОВА “МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ ДРЕВНИХ СЛАВЯН” (320 страниц, 215 уникальных цветных иллюстраций). Желающим приобрести редакция вышлет ее по почте. Цена с пересылкой — 40 рублей.
Редакция высылает также следующие книги (цены указаны с учетом стоимости пересылки): “Звездная Книга Коляды” — 40 руб. “Книга Велеса” — 12 руб. Л. А. БУЛАНОВ. Мануальная терапия — 30 руб. Л. А. БУЛАНОВ. Руководство по остеопатии — 25 руб. А.СВИЯШ. Как быть, когда все не так, как хочется — 17 руб. А.СВИЯШ. Как формировать события своей жизни с помощью силы мысли — 17 руб. Л. КИМ. Живите долго — 15 руб. Для того, чтобы приобрести какую-либо из этих книг, пришлите в адрес редакции (на имя Васильковой Лидии Васильевны) почтовый перевод на соответствующую сумму. Обязательно укажите в нем четко название книги и свой почтовый адрес. Контактный телефон редакции: 911 -01 -26. Обращаем ваше внимание — НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ КНИГИ НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ. Редакция высылает также отдельные номера журнала за прошлые годы и за текущий год. Все справки по тел.: 911-01-26. |
19
Наука и религия, №9, 1998