ВЫСШИЕ СИНЕРГИИ
Головко В.В.
Томский государственный университет
"В центре вселенной
бьется сердце человека"
В.Н. Лосскии
Слово
"синергия" в переводе с греческого означает "совместное действие". Соответственно
- синергетика изучает такие явления, которые возникают от совместного действия
нескольких различных факторов, в то время как каждый фактор в отдельности к
этому явлению не приводит. В наиболее содержательном случае, в такой круг явлений
попадает явление самоорганизации систем, т.е. самопроизвольного усложнения формы,
структуры и функции системы - скачком, при медленном и плавном изменении ее
параметров. Поэтому проблема взаимоотношения между порядком и хаосом является
для нее центральной, поскольку новое есть новое в смысле нового порядка, т.е.
структуры, а "расстояние" между двумя порядками заполнено беспорядком, т.е.
хаосом. Главный вопрос синергетики: как из хаоса возникает порядок, т.е. нечто
устойчивое, целостное и гармоничное? Но этот же вопрос является центральным
мировоззренческим вопросом. поскольку есть не что иное, как перефраза вопроса:
откуда и почему все есть? И в частности, решая проблему будущности человечества,
мы должны это делать во многом в терминах синергетики. Сегодня мы наблюдаем
систематическое накопление огромного числа факторов, появившихся только в последнее
время, а, по всей логике, из такого накопления должен родиться новый порядок.
Какой?
Согласно А.В.Позднякову (1989)
"....целостность какого-либо ранга формируется благодаря существованию целостностей
более высокого ранга, вырабатывающих упорядоченные потоки вещества и энергии".
Однако, надо полагать, что
система "более высокого ранга" сама является внутренней для системы еще более
высокого ранга и т.д. Следовательно, получается бесконечная последовательность
системных вложений по принципу "матрешки". Соответственно имеется бесконечная
последовательность воздействий - непосредственных и сквозных. И значит, в пределе:
всякая целостная система формируется под воздействием всей внешней вселенной.
А с внутренней точки зрения,
данная целостная система распадается на множество подсистем низшего ранга по
принципу "обоймы". И чтобы эти подсистемы сохранялись и были таковыми, какими
они должны быть для целей самоорганизации данной системы, ее устойчивого существования,
необходимо с ее стороны целеопределенное внутреннее воздействие. Следовательно:
всякая целостная система формирует свою внутреннюю вселенную.
Воздействие упорядоченными
потоками вещества и энергии, с точки зрения кибернетики, есть управление. Поэтому
описываемые А.В.Поздняковым закономерности можно сформулировать следующим образом:
целостность какого-либо ранга формируется под управляющим воздействием целостности
более высокого ранга, а в пределе - всей вселенной и управляет своей внутренней
вселенной. Иначе: всякая самоорганизующаяся система есть система одновременно
организуемая извне. Никакая часть Вселенной не может быть сама по себе самоорганизующейся,
если она одновременно не организуется Вселенной.
Человечество существует в весьма
узком коридоре природно-климатических условий Земли. Во всех отношениях это
плацентарные, колыбельные условия (К.Э. Циолковский), Эксцессы на Солнце и
даже на других планетах определяют развитие жизни на Земле. Но и сама Солнечная
система "баюкается" на периферии Млечного пути, эксцессы в котором определяют
динамику Солнца и планет. И так далее в бесконечную глубину космоса. Воистину,
получается, что вся Вселенная работает на человека. Этот же принцип получается
из анализа фундаментальных законов материи, которые есть "проявление наивысшей
формы порядка, постоянно действующих правил и "требований'" объективной необходимости
их выполнения. Не выполнять их нельзя" (Поздняков, 1995). Ничтожнейшее изменение
фундаментальных констант, нормирующих законы природы, - и жизнь на Земле прервется,
и не станет человека, и некому будет изучать законы природы.
Однако в этой, казалось бы,
безупречной диалектике имеется "коварный" переход. Пока мы вращаемся в чисто
человеческом круге явлений, наш разум не противится наделению организации такими
свойствами, как: целесообразность, целенаправленность, разумность и воля. Но
стоит нам перейти к неодушевленным объектам: Земля, Солнце, Галактика- Вселенная,
как мы сразу же попадаем в положение "буриданова осла" - либо мы должны признать
их самих разумными, либо признать существование стороннего Разума, управляющего
ими. или считать весь этот Мир делом счастливого случая.
Столь же "коварный" переход
имеется "снизу". Речь идет о возникновении самого человека. как вида. "Трудовая
терапия" обезьяны в человека Ф. Энгельса не выдерживает самой простой критики.
"Объяснение происхождения человека из обезьяны, которая (не имея сознания')
вдруг начала трудиться, годится лишь для умалишенных" (Д.М.Панин). И действительно,
чтобы трудиться, надо прежде стать человеком. Дети так и делают - вначале довольно
быстро осваивают речь, входят в сознание, т.е. становятся людьми и лишь потом
учатся долго-долго делать что-то разумное, Человек не мог возникнуть в результате
простого естественного отбора, т.е. биосферно-видовой самоорганизации. У планеты
просто нет таких "учебных пособий", посредством которых можно было бы "научить"
некоторое существо петь, танцевать, сочинять музыку, писать стихи и романы,
а главное, открывать математические теоремы и строить космические корабли. А
такие истинно человеческие чувства, как стыд и совесть, вообще, с точки зрения
всей остальной живой природы, не являются положительно селективными (избирательными)
- с ними выживать, гораздо сложнее, чем без них. "Человек есть существо краснеющее;
человека создает кровь, отливающая от низших органов к высшим" (Н.
Ф. Федоров). В человеке заложена такая творческая потенция, которая никак не
могла возникнуть на, путях одной самоорганизации. Прежде чем возникло существо,
способное отображать в себе Вселенную и подвергнуть ее творческому преобразованию.
должна была сама Вселенная сосредоточиться в едином порыве в одной своей "точке".
А такое сосредоточение могло быть только организованным - сторонне, быть результатом
воздействия другого Сверхпорядка, являющегося одновременно и Первопорядком!
Естественно поэтому, что "существо, открывшее Бога. стало человеком" (Р
Ф.Федоров)
В самоорганизации, самосозидании,
самосохранении проявляется локальная (местная, частная, индивидуальная) воля
материи. Назовем эту локальную волю "демонологическим фактором" Вселенной.
В создании условий для самоорганизации и определения ее эволюционной направленности,
заданности проявляется глобальная (всеобщая, всемирная, универсальная) воля
Вселенной. Назовем ее "теологическим фактором" Вселенной Демонологический
фактор смысловым образом связан с понятиями беспорядка, хаоса, теологический
фактор - с понятиями порядка, симметрии. Чтобы Вселенная могла существовать
и развиваться, необходимо соблюдение следующих общих условий.
А. В "верхнем" пределе порядок
должен доминировать над хаосом: порядок должен быть "сильнее" хаоса. Символически:
П > X. В противном случае мы будем иметь термодинамически вырожденную Вселенную,
т.е. абсолютный беспорядок. Смерть - распад от бессмысленного движения!
Б. В "нижнем" пределе хаос
доминирует над порядком; хаос "сильнее" порядка Символически: П < X. В противном
случае мы будем иметь "застывшую" Вселенную, лишенную самодвижения и, соответственно,
развития - абсолютная симметрия, абсолютный покой.
В. Для всякой целостной системы
или любого структурного уровня материи в целом выполняется динамическое равновесие
между хаосом и порядком, Символически: П == Х
В терминах волевых факторов
эти условия звучат уже так:
А. 1. В "верхнем" пределе теологический
фактор превосходит демонологический: Т > Д:
Б. 1. В "нижнем" пределе демонологический
фактор превосходит теологический: Д > Т;
В.1. Для всякой целостной системы
или структурного уровня материи выполняется соединение (синергия!) волевых
факторов: Т = Д.
Наглядно это можно представить
себе так. Вы смотрите вверх на "небо" и мысленно видите, как порядок постоянно
"давит" на вас и окружающий мир А посмотрев вниз в "землю", вы мысленно видите,
как хаос "пробивается" своими случайными ростками из бездны, не имеющей дна,
И там, где хаос наталкивается на абсолютную (но "упругую") непреодолимость порядка
- там возникает целостность: элементарные частицы - атомы - твердые тела - планеты
- звездные системы - галактики.. Или в отдельном направлении: элементарные частицы
- атомы - молекулы -бактерии - скоты и человеки - биоценозы и социальные системы...
Из этих последовательностей хорошо видно, что хотя в соотношениях А.1, Б 1,
В.1 (соответственно, А.Б.В) между волевыми факторами (соответственно, между
хаосом и порядком) выполняется формальное равенство по значимости и симметрия
положения, по итогу они не равнозначны Поскольку "верхний" предел покрывает
собою все мироздание, то последнее слово в диалектике между хаосом и
порядком всегда остается за ним Можно поэтому заключить: порядок реализует
себя в материи посредством хаоса.
Еще хорошо будет представить
эту диалектику на языке математики, как отношение бесконечно больших величин:
где с - конечное число. Оба волевых фактора - "бесконечно большие величины". Но неопределенность между ними раскрывается уже не одним числом, а последовательностью, бесконечным рядом конечных структур, целостных систем:
А это означает, что бесконечность теологического фактора имеет более высокий
ранг, в сравнении с рангом бесконечности демонологического фактора - всякое
бесконечное усилие Д-фактора может быть уравновешено бесконечным же усилием
Т-фактора. Теологический фактор как бы содержит в себе все ответы (рефлексии)
на "вопросы" демонологического фактора. В этом намечается определенная аналогия
с кардинальными числами. Можно бы сказать, что кардинальное число Т-фактора
больше кардинального числа Д-фактора. В возникающей от взаимодействия двух факторов
последовательности имеется особенный, центральный элемент Си - человек! Все
предшествующие и все последующие по масштабу члены последовательности возникли
и существуют отчасти только для того, чтобы реализовался человек .
И здесь трудно избавиться от
искушения персонизировать теологический фактор в личность Бога, а демонологический
фактор - в личность дьявола. Как научно корректно поступить в таком случае?
На стадии "творческой кухни" в эвристических целях, чтобы вполне задействовать
нашу интуицию и наше духовное чувство, такая персонизация-отождествление допустима,
более того, - просто необходима. В самом деле, "нельзя быть богословом и не
идти путем соединения с Богом" (В.Н. Лосский). Но на стадии "бумажного изложения"
добытого знания такое делать нельзя. Ибо все, на что мы можем претендовать
с научной точки зрения, вводя понятия теологического и демонологических факторов,
- это на познание некоторой функции Бога и дьявола в мире. Бог и дьявол - понятия
иррациональные (невыразимые) и трансцендентные (запредельные). Соответственно,
научное богословие дает лишь некоторые рациональные приближения к тому и другому,
выраженные конечным набором слов и понятий. Истинная наука никогда не претендует
на всю истину, а довольствуется лишь моментом истины.
В общем можно заключить, что
система более высокого ранга теологична по отношению к данной целостной системе,
ее же внутренние подсистемы демонологичны по отношению к ней самой. Наиболее
крайнее проявление демонологического фактора в многоклеточном организме - раковая
опухоль. Государство теологично по отношению к своим подданным (гражданам и
их общественным и производственным объединениям), а они в свою очередь демонологичны
в отношении государства. Рынок - демонологичен. Государственное регулирование
- теологично, поскольку есть "торможение" (смирение) рынка. Мужотец теологичен
по отношению к своей семье - жене и детям. А если это не так, то семья распадается
- под действием демонологического фактора. Подобное же происходит с государством
(например, Россией), если его теологичность недостаточна. Из этих немногих,
но характерных примеров видно, что свойства теологичности и демонологичности
подчиняются принципу локальной относительности, но в своих бесконечных пределах
-принципу предельной несовместимости.
Таким образом мы приобретаем
предельную по общности точку зрения на диалектику "хаос-порядок", в том числе
и в социальных системах, поскольку такая диалектика разрешается внутри мировой
системной триады "теологический фактор - демонологический фактор - человеческий
фактор". Синергии между этими факторами есть высшие синергии.
Литература